Литературное чтение 4 класс А.П.Чехов Ванька Жуков. учитель начальных классов Н.Н.Акбалина

Тема: А. Чехов «Ванька»
Цель:1 Продолжить работу над произведением А.П.Чехова;
создать условия для формирования навыка правильного, осознанного, беглого чтения; формировать поисковый способ чтения, выявлять причинно-следственные связи событий, определять и формулировать личное отношение к персонажам;
2.Способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воссоздающего воображения, творческого мышления; расширять словарный запас;
3.Воспитывать чувства доброты, силы воли, упорства в достижении соей цели;
УУД: Л-формировать нравственно-этические ориентиры, своё отношение к персонажам; развивать способность к нравственной оценке.
Р – принимать и выполнять учебную задачу, ставить перед собой исполнительские задачи и реализовывать их при выразительном чтении; формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю
П – анализировать произведение с целью характеристики персонажа, с целью определения темы текста;
К - учебное сотрудничество, оформление своих мыслей, слушать другого, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения, аргументировать свое мнение;
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка Д/з.
1.Обсуждение прочитанного, перечитывание и работу с текстом рассказа.
Ответы на вопросы №1,2 с.115
– Что в письме Ваньки говорит о его сильном характере и наблюдательности?
– Боится ли Ванька труда? Как он сам говорит об этом?
- Сколько лет Ваньке?
- Из каких двух частей состоит его девятилетняя жизнь?
- Найдите в тексте и прочитайте об этих приятных моментах жизни Ваньки в деревне.
– Почему прежняя деревенская жизнь представляется мальчику такой радостной, беззаботной?
III. Работа над произведением А.Чехова «Ванька»
- Найдите в рассказе отрывки о том, как относилась к Ваньке барышня – Ольга Игнатьевна, когда была жива его мать.
– Что сделали господа после смерти Ванькиной матери?
– Может ли Ванька надеяться на помощь барышни Ольги Игнатьевны?
– Почему дедушка Ваньки живет в господском доме? Сколько ему лет?
- Прочитайте отрывок, где говорится о том, как выглядит дедушка Константин Макарыч; какую работу выполняет.
- Прочитайте ещё раз письмо Ваньки деду и найдите слова, передающие отчаяние мальчика.
Уч-ся отвечают на вопросы №12,13 с.116
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860–1904)
Чехов – писатель, известный во всём мире. Его дед и отец были крепостными. Ко времени рождения Антона Павловича его отец стал владельцем бакалейной лавки. В семье было шестеро детей. Дети,в том числе и Антон, когда подрос, помогали отцу в торговле. Работать приходилось много и трудно; не обходилось без подзатыльников и порки. «В детстве у меня не было детства...» – писал Чехов. Из всех детских впечатлений Антона Павловича порки были самыми болезненными, как никогда не заживающая рана. Ребёнком он недосыпал, недоедал. Когда отец – мелкий торговец – разорился и вынужден был уехать в Москву, гимназист Антон зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он ещё умудрялся помогать родителям. Окончив гимназию, Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда он и начал печататься в журналах. Окончив Московский университет, Чехов очень серьёзно занялся медицинской практикой. До сих пор в его доме в Москве висит медная табличка с надписью: «Доктор А. П. Чехов». Исцеляя других, сам он страдал от чахотки,от которой впоследствии умер.
У Чехова нет специальных «детских» произведений. Чехова глубоко волновали судьбы обездоленных детей. О них он написал такие рассказы, как «Ванька» и «Беглец». Мир детства оживает в его рассказах «Мальчики», «Детвора». Особенно интересны детям рассказы Чехова о животных –«Каштанка» и «Белолобый». Любопытно, что сначала «Каштанка» была написана для взрослых, но позже Чехов переделал это произведение для детей.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Может ли картина Маковского «Свидание» стать иллюстрацией к рассказу «Ванька»? Почему нет?
– А чем она дополняет ваши представления о содержании рассказа?
– Рассмотрим её повторно, более внимательно, чем прежде.
VI. Инструктаж д/з стр. 107-115 чтение Т.с.93-95 №4(устно)





9ђ Заголовок 29ђ Заголовок 315