Урок русского языка Учимся писать письма


Урок русского языка во 2классе
Тема: «Как писать письмо».
Задачи урока:
Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как с разновидностью текста.
Знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями.
Овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств.
Обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.
Урок направлен на достижение обучающимися личностных результатов - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
определение основной и второстепенной информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- установление причинно-следственных связей,
-построение логической цепи рассуждений,
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, карточки с деформированным текстом письма, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.
План урока.
Зачем нам это надо?
Какие бывают письма.
Как писать письмо.
Физминутка.
Конструируем письмо сами.
Оформление письма.
Подведём итоги.
Что будем делать дома.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Слайд №1.
- Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
2. Сообщение темы и задач.
Слайд №2-4.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.
3. Вводная беседа.
Слайд №5-6.
Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.
Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне?Это он, это онПростоквашинский …
Правильно, почтальон.
В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я.Акима, «Почта» С.Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенского).
Сегодня к вам на урок пришёл герой повести Э.Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:
- Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей).
Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
4. Какие бывают письма.
Слайд №7-9.
- В сумке у почтальона Печкина несколько писем. (Ученики читают 7 слайд).
Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.
Первое письмо.
Дорогой Иа-Иа!
Поздравляю с днём рождения!
Желаю всего-всего хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек – очень полезный горшочек.
Твой Пух.
- Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Днём рождения и шлёт ему свои пожелания.
Ученики читают 8 слайд.
Второе письмо.
Дорогие учёные!
У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий Вас кот Матроскин.
- Это письмо учёным: письмо-информация. В нём сообщается, что в Простоквашино холодно. И кот Матроскин просит прислать учёных домашнее солнце.
Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение кота Матроскина.
Третье письмо.
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным.
Плачь и смейся невпопад.
Никогда не знай покоя,
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
- Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, шумным, дерзким…
- Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания. Письма могут быть адресованы разным людям: родным, близким и друзьям в своей стране и за рубежом).
Получателя письма называют адресатом – от немецкого слова «адрес».
5. Особенности текста письма, Структура письма.
Слайд 10-11.
- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало ( зачин), основную часть и концовку.
Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, ему присуще приветствие, прощание, обращение.
Например: «Здравствуй, любимая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».
В письме употребляются и другие вежливые выражения.
Например: «Извините, что я вас беспокою», «Прости, что долго не писал».
Учащиеся рассматривают таблицу «Как писать письмо», читают текст письма.
- Докажите, что письмо – это текст. (В нём говорится о жизни у бабушки. Все предложения связаны по смыслу и грамматически).
- Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, концовка).
- Что включает в себя начало?
- О чём говорится в основной части?
- Как завершается письмо?
Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, просьбы, благодарности, приветы, подпись и дату.
Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе.
Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.
6. Физминутка.
Слайд 12.
- Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял, в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю ручки в горячий песочек, им тепло. Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду конструировать письмо.
7. Конструирование письма (работа в группах).
Слайд 13-14.
Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Проверка работы.
- Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?
8. Оформление письма.
Слайд 15.
- Существует порядок написания письма:
Существует порядок написания письма:
письмо пишут чётким, разборчивым подчерком;
письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
письмо можно сопровождать рисунком;
с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см.; такие же поля – сверху и снизу;
письмо не пишут сплошным текстом; в нём может много красных строк.
9. Итог урока.
Слайд 16.
Для чего люди пишут письма?
Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
Какие письма хранятся у вас в семье?
Появилась ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?
Как бы вы начали письмо?
Что бы вы написали в основной части?
Как бы вы его закончили?
10. Что будем делать дома.
Напиши и ты письмо (кому захочешь), соблюдай правила вежливости.