Методическая разработка урока русского языка Учимся писать письма личного характера (5 класс) по ФГОС


Методическая разработка урока письма по ФГОС
Тема урока: «Учимся писать письма?»
Автор: Базыльская Жанна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 х.Восточный», Советский район, Ставропольский край
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник:
«Русский язык» 5 класс, под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Цели урока. 
1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи обращения, знаков препинания при них.
3. Воспитательный аспект: воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.
Формирование УУД:
Личностные:
- формировать желание выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять, творчески переделывать;
- находить и выделять нужную информацию.
Регулятивные:
- анализировать собственную работу;
- находить ошибки, устанавливать их причину;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды текста;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Оборудование урока: раздаточный материал, почтовые конверты с памятками, алгоритмами.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
- технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование.
На уроке используется презентация. Мультимедийный проектор, раздаточный материал
Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Учимся писать письма?» в рамках изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» на уроке русского языка.
Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение на уроках, системно-деятельностный подход в обучении.
Этап урока
Деятельность учителя
(применяемые технологии, приёмы) Деятельность учащихся
(формы организации деятельности) Формируемые УУД
Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Подготовка к работе.
Самоопределение к деятельности.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные:
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.
Мотивация познавательной деятельности. Создаёт проблемную ситуацию.  Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися, составляет совместно с обучающимися план урока- Ребята, сейчас вы просмотрите видеофрагмент из мультфильма, поставленного по мотивам произведения Э.Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» (фрагмент чтения письма, полученного от дяди Фёдора).
- Почему у вас это письмо вызывает улыбку?
- Какие недостатки у этого письма?
- А вы бы хотели научиться писать письма?
- Назовите тему нашего урока. Уточняют/формулируют тему урока. Записывают   в тетради тему урока.
Личностные: самоопределение, развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: целеполагание , постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
Коммуникативные: постановка вопросов , умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Целеполагание
Постановка учебной задачи.
Предлагает определить цели урока из предложенного перечня целей: правильные и неверные (подбирает заранее 2-3 лишние цели) Ставят цели. Формулируют некоторые задачи урока, например:
- познакомить с правилами написания личного письма, научить писать письмо личного характера;
- развивать мотивацию к познавательной активности;
- воспитывать любовь к русскому языку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь. Актуализация знаний. Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.
- В XXI веке письма утратили былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма.
- Прочтите эпиграф к уроку, высказывания о письмах.
Эпиграф урока:
- Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены!
- Для людей, которые живут далеко друг от друга, письмо – это кусочек сердца отправителя.
- Каждый, кто пишет письмо, дает почти, что изображение своей души.- Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
Согласны ли вы с ними? Почему? Что такое письмо? Отвечают на вопросы. Приводят аргументы, например, письмо – это средство общения между людьми; письма – это вечные мысли;
в письмах можно написать то, что не выскажешь словом; создавая письма, человек формирует свою речь, тренирует навык орфографической и пунктуационной зоркости и т.д.)
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные: общеучебные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, логической цепи рассуждения, доказательство
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Этап усвоения новых знаний Организует работу в парах, а затем в группах. Работа с текстом «Письмо друга из деревни».
- Чтение текста.
- Проведение орфографической работы: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму (в парах).
- Проведение пунктуационной работы: вставить пропущенные знаки препинания, объяснить (в парах).
Осуществляет повторение орфограмм:
- правописание непроизносимой согласной в корне слова;
- проверяема безударная гласная в корне слова;
- правописание –тся, - ться в глаголах;
- правописание окончаний глагола;
- ь в глаголах после шипящих;
- правописание удвоенной согласной в корне слова.
Осуществляет повторение пунктограмм:
- знаки препинания при обращении;
- знаки препинания при однородных членах;
-знаки препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами
- Организует составление плана текста.
- Организует разработку модели написания письма. В предложенной модели части расположены не последовательно. Необходимо их упорядочить.
- Проводит словарную работу составленной модели. Помогает определить лексическое значение слов-паронимов АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ.
- Организует заполнение конвертов по образцу. Работают в группах над текстом.
Письмо друга из деревни
Здравствуй, дорогой друг! С наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Твое письмо я получил, за которое очень тебя благодарю.
Я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня появилось много друзей. Мы с ними весело проводим время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Помогаю бабушке. У нее есть небольшое хозяйство: куры, кролики и козы. С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Погода стоит настоящая летняя. Дни проходят очень быстро. Скоро в школу. Пиши, как отдыхаешь ты, чем занимаешься, что знаешь об одноклассниках. Передай им привет, если увидишь. Пиши. Буду рад. До свидания.
10.04.2016г. Твой друг Иван.
- Читают, работая в парах, проводят орфографическую, пунктуационную работу, объясняют друг другу. Отчитываются парно. - В ходе обсуждения в группах составляют план текста. Например,
1. Приветствие.
2. Благодарность за полученное письмо.
3. Рассказ о своей жизни в деревне.
4. Обращение к другу.
5. Прощание с другом.
6. Дата, подпись.
- Составляют модель написания письма.
1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. (адресата)Здравствуйте… 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации адресантом, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. До свидания, … Всего хорошего …Дата. Подпись адресанта.
- Подготовленный ученик рассказывает о лексическом значении слов-паронимов (опережающее задание). Составляют предложения со словами-паронимами, записывают в тетрадь.
- Заполняют конверты для писем по образцу. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Этап продуктивного использования полученных знаний
Закрепление знаний -Устанавливает осознанность восприятия.
- Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.
- Организует самостоятельную работу по созданию творческой работы: написание письма маме с использованием опорных схем.
(В конвертах у ребят памятка для написания письма и памятка с этикетными словами).
Слово учителя:
- Ребята, написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера. Я предлагаю вам написать письмо маме. Так как приближается праздник день матери, то вы можете выразить свои поздравления мамам. Используйте в работе памятки, которые находятся в конвертах, образцы написанных писем.
Для проверки орфографической точности используйте орфографические словари. Желаю вам творческих успехов.
Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).
- Дифференциация самостоятельной работы:
На «3»: расположить в правильном порядке текст письма, который лежит в конверте.
На «4», «5»: самостоятельно написать письмо маме на День матери.
- На столах учеников лежат: почтовый конверт, в котором памятка №1, памятка №2, образец написанного письма, заготовка для выполнения задания на «3».
Памятка №1
Здравствуйте; пожалуйста; до свидания, дорогой друг; милый человек; прекрасное настроение; пиши почаще; уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с благоговением ждать, хочется написать, прошу прощения, благодарю, всего хорошего, с наилучшими пожеланиями.Памятка №2
1) Приветствие или обращение – имя адресата.
Здравствуйте, …
2) Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3) Основная часть – изложение информации адресната, интересующей адресата.
4) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Дата. Подпись.
Образец письма ученика:
Здравствуй, любимая мама! Пишет тебе твой сын Олег. Сегодня праздник, и я хочу попросить у тебя прощения за все плохое, сделанное мной. Я не всегда бываю послушным, но всегда стараюсь исправиться. Ты умная, добрая, чуткая и просто самая лучшая. Я знаю, что ты меня любишь, и буду любить тебя всегда, потому что ты подарила мне жизнь и делаешь все, чтобы я был счастлив. 28.11.2015г Любящий тебя сын Олег.
Дидактический материал для выполнения работы на «3»:
1) Сегодня на уроке русского языка я научилась писать письмо и теперь решила поздравить тебя с большим праздником Днём матери. 2) Здравствуй, моя дорогая мамочка! 3) До свидания. 4) Пишет тебе письмо твоя дочь Елена. 5) Я желаю тебе быть счастливой и здоровой. 6) А я постараюсь никогда тебя не огорчать. 7) На этом заканчиваю с наилучшими пожеланиями. 28.11.2015г. Твоя дочь Елена
- Для проверки орфографической точности используют орфографические словари. Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Взаимопроверка по установленному эталону Организует взаимопроверку выполненных творческих работ, обсуждение результатов. Осуществляют взаимопроверку (работа в парах), пошагово сравнивая с эталоном (модель написания письма)
Оценивают друг друга.
Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»). Рефлексия деятельности
(итог урока) - Организует рефлексию. Предлагает составить синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Выставляет оценки за урок.
- Подводит итог
- Сегодня мы узнали, как можно общаться с человеком на расстоянии. Важно уметь общаться друг с другом посредством написания писем. Мы можем в доверительной форме изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Обратимся к словам Д.С. Лихачева, где отражена важность написания писем, несущих доброту и мудрость жизни.
Здравствуй, юный друг! Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо, ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания ( их можно и нужно писать как можно раньше)…В момент их написания вы не только учитесь писать - вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… Пишите друзьям, родным и через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку. С уважением к вам и любовью, ваш Д.С.Лихачев. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Работают в парах, составляют синквейн на тему «Письмо». Представляют устно по желанию.
Например,
Письмо.
Личное, интересное.
Написать, переслать, получать.
Средство общения между людьми.
Почта.
Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Домашнее задание Дает задание по выбору
- С использованием схем, памяток выполнить упражнение учебника №499 (на оценку «3»).
- Откорректировать письмо Дяди Фёдора родителям из Простоквашино, записать в тетрадь (на оценку «4», «5»).Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы. С учётом дифференциации выбирают домашнее задание.