Конспект урока русского языка на тему Учимся писать письма.


Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: Р/Р. Учимся писать письма.
Цель урока:
1.Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять смысловые части, соблюдать стилевое единство письма;
2.Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся;
3.Воспитательная: воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-приложения.
Ход урока
1.Организационный момент.
Письма пишут разные:
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные.
К. Симонов
II. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала заглянем в словарь.
Письмо -
1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего - нибудь, кому - нибудь. (Заказное письмо).
2.Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма).3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо).
4.Манера художественного изображения.(Реалистическое письмо.Икона старинного письма).
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Адресат, а, м., одуш. (нем.Adressat). Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.
Адресант, а, м., одуш. (нем. Adressant). Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Словарь иностранных слов Л.П. Крысина.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Для чего нужны письма?
В них:
- сообщают о каких – то событиях;
- делятся впечатлениями;
- обращаются с просьбами.
2. Почему возникло письмо?
Потому что людям было необходимо общаться на расстоянии.
3. Что такое письмо?
Письмо – это:
- средство общения;
- источник изучения эпохи, обычаев, жизни людей;
- средство выражения уважения, любви, внимания.
4. Виды писем?
- личное,
- деловое,
- благодарственное,
-поздравительное
IV. Историческая страничка.
1.Деметрий Фалерский (ок.360 – ок. 280 до н.э.), древнегреческий афинский государственный деятель и философ, ученик Теофраста. В 317 – 307 – абсолютный правитель Афин; с 297 – при дворе Птолемея I Сотера, один из основателей Александрийской библиотеки и Мусейона.
2.Деметрий Фалерский отмечает 21 тип разных писем: дружеское, рекомендательное, порицательное, угрожающее, бранное, утешительное, увещевательное ,насмешливое, хвалебное, советоподательное, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винословное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное…
3.В мире мудрых мыслей:
- Каждый, кто пишет письмо, даёт почти что изображение своей души.
- Письмо пишется и посылается как своего рода подарок.
- Письмо – это выражение дружбы, сжато говорящее о простом деле простыми словами.
- Во всяком сочинении словесного искусства можно разглядеть характер пишущего.
(«О стиле» Деметрий Фалерский)
V.Сообщения заранее подготовленных учеников.1 ученик:
С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.
Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
2 ученик:
История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansiopozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".
3 ученик:
Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.
В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
4ученик:
Основы русской почты - одной из старейших в Европе - закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми. Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.
5 ученик: Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...
Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми».
А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.
С 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.
Учитель:
Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства – «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник - «Приклады, как пишутся комплименты разные» (1708 год)
Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.
Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский,
Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.
- А вы сами не хотите стать историческими лицами, написав письма?
В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма — дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.
VI. Беседа.
- А всё ли мы знаем о том, как писать письма?
- Скажите, кому люди обычно пишут письма, с какой целью?
(Родным, близким. Такие письма называются личными.)Цель личных писем:
- сообщить, оповестить;
- поздравить;
- извиниться;
- поделиться чувствами, впечатлениями;
- поблагодарить и т. д.
Среди личных писем можно выделить:
-письмо-поздравление,
-письмо-рассказ,
-письмо-просьбу,
-благодарственное письмо.
- А как вы думаете, кто помогает доставлять письма по адресу?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (Почтальон)
- Как зовут самого известного почтальона, которого создал писатель Эдуард Успенский? Ему даже поставлен памятник в городе Минске. (Почтальон Печкин)
- Как называется человек, который отправляет письмо? (Адресант)
- Как называют человека, который получает письмо? (Адресат)
-Слова адресат и адресант очень похожи, такие слова называются паронимами и встречаются в заданиях ЕГЭ. Поэтому необходимо их запомнить.
- Что нужно сделать, чтобы письмо попало к адресату?
( Опустить письмо в почтовый ящик.)
Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт - Петербурге.
Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.
Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.
Издавна письмо оберегали от любопытных глаз. Прятали письма по-разному. В словаре В. Даля конверт называется «оберткой, оболочкой, сорочкой письма». Придумали «одежку» для писем в Вавилоне: написав клинописное письмо, вавилоняне замазывали его от чужих глаз слоем глины. Технология изготовления древнего конверта была следующая. Табличку с текстом письма обжигали, а затем покрывали слоем глины, на котором указывали адрес получателя. Затем табличку обжигали вторично, а выделявшиеся при этом водяные пары не давали складываться в единый кусок самому письму и «конверту». При получении послания конверт разбивали. Два таких удивительных письма с конвертами, найденные на археологических раскопках в Сирии, хранятся сейчас в Лувре.
В 19 веке письма запечатывали кольцом или специальной печаткой с гравированным («вырезным») камнем. У каждого была своя индивидуальная печатка.
А бумажный почтовый конверт был придуман в 1820 году.
Герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков написал письмо, и на конверте написал адрес: на деревню дедушке Константину Макарычу.
- Как вы думаете, дойдёт это письмо адресату? Почему?
Письма говорить не могут -
Не слышны их голоса.
Но за письма всю дорогу
Говорят их адреса.
Знают письма и открытки
Город, улицу, район.
Знают номер той калитки,
Что откроет почтальон.
VI.Учимся подписывать конверт. У вас на парте лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно.
Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу. Адрес получателя помещается в нижнем правом углу. Следует начинать не с “куда”, а с “кому”. Индекс – это цифровое условное обозначение населённого пункта.
- А скажите, пожалуйста, чего не хватает на этом конверте?
Правильно, марки. Первая марка появилась в Англии в 1840 году. В России первая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году.
VII. Алгоритм написания письма:
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
2.Вступление.
3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
5.Подпись.
6.Дата.
- Какие слова приветствия вам известны?
(Здравствуй, привет, здравствуйте)
- В каких случаях можно использовать слово здравствуйте, а в каких слово привет?
- В конце письма принято использовать так называемые формулы вежливости.
- Искренне твой (Ваш).
- Преданный тебе (Вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.
- Искренне Ваш.
- С почтением.
- С уважением.
7.Запомните основные правила написания писем:
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
Правила оформления:
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком (корректором) – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Итак, давайте сделаем вывод: аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.
Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее, соблюдение правил написания письма необходимо, оно поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
VIII. Промежуточная проверка усвоенного материала.
Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма. Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.
Для письма используй____________________ лист бумаги.
Письмо нужно писать_______________________________ .Обращение в письме пишется_________________________ .Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________
Отвечать на письмо нужно _____________________________ .Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.
Теперь, когда вы знаете о письме так много, вы сами попробуете написать письмо.
IX. Творческая работа.
Задание: напишите благодарственное письмо ветерану Великой Отечественной войны.
Слова-подсказки:
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарю…
X. Анализ написанных писем.
Многоуважаемая Надежда Григорьевна!
Здравствуйте.
Девятое мая весь мир с благодарностью вспоминает подвиг победителей фашизма. Особенно – Россия. Потому что все мы обязаны жизнью тем. Кто разгромил гитлеровскую Германию и спас свою землю от рабства.
С тех пор прошло уже семьдесят лет. Большинство живущих сегодня родились после войны. Они не знают её и не могут помнить того ужаса, который нёс сюда Гитлер, и той немыслимой воли к победе, что была тогда у нашего народа.
По книжкам и фильмам мало что можно понять и почувствовать. Только те, кто на себе испытал, что такое Великая Отечественная, - знают цену Победы и цену жизни.
Мой дедушка в те годы был восьмилетним мальчишкой. Но он помнит постоянный голод, помнит страх женщин, не знавших: жив муж или убит… Один брат прадедушки пропал без вести, другой – погиб на фронте, прадедушка вернулся инвалидом.
Надежда Григорьевна! Я не знаю, на каком фронте, в каком полку Вы воевали, на суше, на море или в воздухе били врага. Не знаю – были ли Вы ранены. Я знаю только, что Вы – ветеран, отстоявший Россию в самой страшной и жестокой войне. Вы живы, и всё, что я могу сказать, - это спасибо Вам и простите нас.
Мы живём в мирное время – учимся, радуемся мирному небу над головой, яркому солнцу, мечтаем… И, к сожалению, забываем о стариках и ветеранах.
Когда же приходит 9 Мая – светлый, но горький и печальный праздник Великой Победы, вспоминаешь о нелёгкой доле уцелевших солдат, думаешь, как мало сделано для них… Сердце щемит, и повторяешь про себя: спасибо и простите. Многие Ваши боевые товарищи погибли на фронтах, в бою, в госпиталях. Миллионы не вернулись домой. Многие умерли после войны – от ран, болезней, по возрасту, да и просто от тяжёлой жизни. Они уже не услышат ни благодарности, ни просьб о прощении.
Давайте помянем их в День Победы 9 Мая.
Надежда Григорьевна! Вам есть, чем гордиться. Ибо Вы и Ваши однополчане – не просто ветераны. Вы – ветераны – победители. Огромное Вам спасибо и низкий поклон.
С уважением к Вам Дима.
8 мая 2015 г.
XI. Заключительная часть урока (рефлексия).
Учитель:
- Ребята. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма!
Получив их, адресат улыбнётся, а каждая улыбка – это лучик солнца.
Чем больше улыбок, тем светлее станет на Земле!