Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку на занятиях элективного курса Учимся писать изложение и сочинение


Подготовка к ОГЭ по русскому языку на занятиях элективного курса « Учимся писать изложение и сочинение» Лила А.В.учитель МКОУ «Меркушинская ООШ» Подготовка учащихся к ОГЭ: Мотивация учащихсяРабота на урокахРабота на занятиях элективного курсаПроведение консультацийМониторингСоздание методической копилки Мотивация учащихся Создание благоприятной психологической атмосферы;настрой на успешную сдачу ОГЭ с 6 класса;выявление сложностей, проблем;индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Работа на уроке: Использование материалов ФИПИ для закрепления материалаВедение тетради-справочника Формирование навыка развернутого высказывания на лингвистическую темуРабота со словарямиОсобое внимание- пониманию лексического значения слова Работы на уроке недостаточно для успешного написания экзаменационного сочинения и изложения На изложения отводится мало часов;Сжатое изложение начинаем писать в 9 классе;Учащиеся не понимают текст , насыщенный абстрактной лексикой;Учащиеся плохо понимают абстрактные понятия, не могут построить высказывание с использованием абстрактной лексики.    Нарушевич А. Г. к. ф. н., зав. кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А.П. Чехова : Критерии оценивания сочинения 15.3. Средний процент выполнения Понимание смысла фрагмента текстаЭкзаменуемый дал верное определение и прокомментировал его 60 Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привел два примера –аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй- из жизненного опыта 52 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 62 Композиционная стройность 65 Т.В. Яковлева. Абстрактная лексика как средство формирования личности младшего школьника: В учебниках для начальной школы встречаются абстрактные существительные: верность, преданность, доброта, скромность воспитанность и другие. Однако, почти нет заданий, связанных с выяснением значения этих слов, с приведением примеров из собственной жизни, когда можно употребить эти слова, с оценкой этих слов. Учебник русского языка Разумовской М.М.В этих упражнениях необходимо понимание значения абстрактных слов: 5 класс- упр. 705, 712(3), 715, 735, 7416 класс- упр. 133, 138, 141*7 класс- упр. 188, 189, 273, 275,522, 5248 класс - упр. 190*, 2199 класс - упр. 60, 94, 233, 254В толковых словарях учебников нет ни одной статьи о значенииабстрактных слов! Элективный курс «Учимся писать изложение и сочинение» Проводится в 8 и 9 классах1 час в неделю из школьного компонентаСоздана авторская рабочая программаСоздана методическая копилкаПроводится мониторинг Ведется работа с одаренными и слабоуспевающими учащимися Результаты ОГЭ по русскому языку Учебный год Кол-во выпускников Средний балл Максимальный балл 2012-2013 1 24 б. 2013-2014 3 31 б. 38 б 2014-2015 3 27 б. 37 б 2015-2016 1 18 б. 2016-2017* 6 26 б. 37 б * По результатам мониторинга за 1 полугодие Образовательные технологии метод учебного исследования;метод проектов;проблемное обучение;дифферинцированное обучение;обучение в сотрудничестве; информационно-комуникационные технологии;здоровьесберегающие технологии; Работа над изложением: Учимся слышать абстрактную и оценочную лексику, выделять на слух важную и второстепенную информациюСоставляем толковый словарик непонятных словПроговариваем основную мысль, учимся ее формулировать ( от слабого ученика к сильному)Учимся сжимать текст устно (проговаривая) и письменно ( работа с текстом ) Работа над сочинением 15.1 Разбиваем темы на группы, составляем алгоритм написания и шаблоны для каждой группы;Учимся находить ключевые слова в высказывании;Собираем папку-накопитель ;Работаем с тетрадью-справочником ;Упражнение «Найди и исправь ошибки»;Проговариваем комментарий, примеры-аргументы;Пишем не менее 2 сочинений в неделю;Неудачное сочинение переписываем до тех пор, пока оно не получится Темы сочинений 15.3 Информация с сайта http://www.fipi.ru/ Тема сочинения Количество вариантов на сайте ФИПИ Взаимовыручка 5 раз Внутренний мир человека 5 раз Выбор 4 раза Доброта 9 раз Драгоценные книги 5 раз Дружба 13 раз Жизненные ценности 7 раз Любовь 7 раз Материнская любовь 8 раз Настоящее искусство 9 раз Неуверенность в себе 5 раз Нравственный выбор 6 раз Сила духа 7 раз Счастье. 4 раза Работа над сочинением 15.2 Работа по ключевым словамОсобое внимание анализу текста Работа над сочинением 15.3 Ежегодная учебно-исследовательская работа всего класса;Проектный продукт- пособия по написанию сочинения;Анализ текста с обязательным проговариванием учащимися основных мыслей;Упражнение «Найди и исправь ошибки»;Проговариваем комментарий, примеры-аргументы;Пишем не менее 2 сочинений в неделю;Неудачное сочинение переписываем до тех пор, пока оно не получится. Результаты опроса учащихся 8-9 классов Наиболее сложные темы Легкие темы Взаимовыручка Доброта Нравственный выбор Дружба Драгоценные книги Материнская любовь Жизненные ценности Любовь Настоящее искусство Пробуем понять слово через словарные статьи, синонимы и антонимы Понятие Словарное определение Синонимы Антонимы Сила духа Дух - 1. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле. 2. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Собраться с духом .Пасть духом Дух- внутренняя, моральная сила - сознание, мышление Несгибаемость, стойкость, выносливость, терпение, мужество, сдержанность, самообладание, хладнокровие. Слабодушие —черта личности, которая проявляется в боязни трудностей. Слабодушный человек отступает перед жизненными препятствиями.Малодушие - слабость, слабоволие. Малоду́шие — слабость характера, часто выраженная в трусости, мелкой зависти и непроизвольной агрессии.Нерешительность, безволие, упадок духа.  Проектный продукт- таблица-пособие « Определение всех понятий» Составляем АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 15.3 1.Внимательно прочитайте задание 15.3.2. Дайте определение понятию, данному в задании с помощью таблицы-пособия.3.Это понятие и будет темой текста, с ним будет связана идея текста, проблема и конфликт.4. Внимательно прочитайте текст.5. Ответьте на вопрос: не противоречит ли содержание текста определению?6. Ответьте на вопрос: зачем автор написал этот текст, что он хотел нам сказать? Если мы не можем внятно ответить на этот вопрос, то начинаем анализировать поведение героев. Проектный продукт- Пособие «Комментарий к определению в сочинении 15.3» Мониторинг: Еженедельная проверка изложений и сочинений по критериям ИК, СК и ГК1-2 раза в четверть диагностические контрольные работыКонтрольные работы согласно рабочей программе Работа с одаренными учащимися: Повышенные требования к форме и содержанию сочинения и изложения;Работа в парах «сильны-слабый» : объясни и научи;Работа над наиболее сложными темами, создание шаблонных, эталонных высказываний;Помощь в исследовательской работе слабым ученикам, поиск и исправление ошибок, правка текста. Работа со слабыми учащимися: Выявление психологических причин неуспеваемости и проблем со здоровьем;Индивидуальные беседы;Индивидуальные задания;Рефлексия, ученик сам должен увидеть свои пробелы и наметить пути решения. Рабочую программу и все пособия можно взять на сайте в свободном доступе