Творчество как основа развития исследовательских навыков учащихся в современном образовательном пространстве.


Творчество как основа развития исследовательских навыков учащихся в современном образовательном пространстве.
Творческие задания способствуют формированию познавательной активности, самостоятельности в работе, предполагают работу с различными источниками, а такие навыки необходимы при организации исследовательской деятельности. Я считаю, что вовлечение учащихся в творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, способствует развитию мыслительных способностей учащихся, умению принимать решения, развитию креативных способностей учащихся  в процессе образовательной деятельности на основе сотрудничества, свободного выбора, учения без принуждения. В конечном счёте эта работа приводит к развитию исследовательских навыков. Ведь не сразу ребёнок может заняться исследовательской работой. Работая в общеобразовательной школе, где качество обучения не столь высокое, как хотелось бы, сталкиваешься с проблемой: некого готовить к конференциям, различным конкурсам, потому что такая работа оказывается слишком трудной для учеников. Поэтому с 5 класса ввожу в практику работы систему творческих заданий. Ведь верно утверждение: ребёнок начинает учиться тогда, когда ему интересно. Лишь тогда, когда ребёнку интересно, можно ставить более сложные задачи - предложить заняться исследованием, проектной деятельностью. Начиная с пятого класса, предлагаю ученикам такие задания на уроках русского языка:
1) при изучении фразеологических оборотов учащиеся выполняют задания, рисуя фразеологический оборот. Потом эти же рисунки использую при проведении диктантов. Например, показываю картинку и прошу записать фразеологизм, затем - подобрать синоним к данному фразеологизму и антоним. Ученики радуются, что их работы используются на уроке учителем, они видят, что их труд ценится учителем.
2) подобрать фразеологизмы со словом «глаз», «уши», и т.д. Затем можно устроить соревнование: кто больше нашёл фразеологизмов, различные игры.
3) найти пословицы и поговорки с числительными «два», «три», «семь», «один». Это уже своеобразная исследовательская работа: ученику требуется поработать со словарями, заняться поиском и систематизацией материала.
4) составить лингвистические сказки и рассказы.
5) составь чайнворд из словарных слов (когда последняя буква является первой в следующем слове).
6) составить ребусы с числительными.
7) Словарные слова, которые даются учащимся для запоминания, в начале года делю вместе с учащимися на тематические группы. Например, в 5 классе выделяем следующие группы: «Еда», «Учёба», «Спорт», «Интерьер». Провожу обычную работу над орфограммами: подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания. На этапе закрепления провожу не скучные словарные диктанты, а творческие работы: прошу составить текст на определённую тему, используя словарные слова по тематике.
8) при изучении орфограмм в 5-7 классах ученики составляют схемы, рисунки для лучшего запоминания.
На уроках литературы также можно использовать творческие задания:
1) Подготовить иллюстрации к произведениям, которые потом необходимо защитить. Прошу рассказать, какой эпизод изображён, чем он понравился, почему именно он изображён. В дальнейшей работе использую иллюстрации. Например, нужно расположить иллюстрации в нужной последовательности или же восстановить правильную последовательность событий. Естественно, всегда организовываю выставки творческих работ учащихся, конкурсы.
2) Составить кроссворды по биографии авторов и его произведениям.
3) Составить кластеры и синквейны на уроках закрепления материала.
4) Написать письмо герою. Например, ребята обращаются к героям и пытаются проанализировать действия героя и дать совет, как себя вести в той или иной ситуации, или же пробуют написать продолжение произведения. Например, после изучения рассказа
« Крепкий мужик» В.Шукшина учащиеся составили продолжение, в котором главный герой, Шурыгин, осознал и исправил свою ошибку. Или при изучении рассказа Татьяны Толстой в 8 классе (Программа «2100») «Река Оккервиль» ребята написали письмо Симеонову о том, что не стоит подменивать реальный мир выдуманным, ведь реальная жизнь полна прекрасных мгновений и нужно научиться видеть это прекрасное, быть благодарным тем, кто рядом.
5) С 5 класса использую приём «погружение в текст». Этот приём приучает читать внимательно, не пропуская скучные картины (например, для учащихся скучным считается описание природы, монологи и т.д.). При погружении в текст учащиеся находят ключевые фразы, помогающие более точно определить замысел автора, сделать вывод, таким образом постепенно отрабатываются исследовательские навыки в процессе обычных уроков.
6) Работа над деталями-мельчайшими изобразительными или выразительными художественными подробностями текста- является важнейшим этапом на уроках литературы, потому что такая работа для ученика и есть маленькое открытие, совершающееся на каждом уроке. Например, найти детали одежды, интерьера, определить их роль в тексте, сопоставить, проанализировать.
7) Контрольные карточки-задания и обучающие. На обучающих карточках печатается текст произведения, фрагменты критической статьи, задания. Такие карточки даются на дом, а выполнение задания проверяется на уроке. С такими карточками я работаю на уроках по изучению больших по объёму произведений: романов Л. Н. Толстого "Война и мир" и Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", а в 11 классе по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Эти карточки дифференцированные: для сильных учащихся - категории А, для средних учащихся - Б. Если в карточке Б предлагается просто воспроизвести информацию, то в карточке А - провести небольшую исследовательскую работу, сопоставив явления, высказывания, проанализировав эпизод. Ввожу такие карточки и на уроках с 5 класса: например, при изучении рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» вопросы выглядят так: Карточка Б-расскажи, как вел себя в плену Костылин. Карточка А-сравни поведение Жилина и Костылина в плену. Как их поведение помогает раскрыть характер героев? От ученика требуется не только умение пересказать текст, но и умение анализировать, сопоставлять поведение героев.
Задача педагога–вовлечь учащихся в такую деятельность, учить делать выводы, соединять видимое и невидимое для того, чтобы через внимательное отношение к слову учащиеся смогли составить целостную картину окружающего мира. Такие задания способствуют не только усвоению знаний, но и раскрывают творческие потенциал учеников, ученик находит способы решения проблемы, что является главным при исследовательской работе. К тому же, выполняя творческие задания, ученики работают с различными словарями, следовательно, у них развиваются самостоятельный взгляд на мир, исследовательские навыки, ребёнок учится анализировать, выбирать, систематизировать материал.