Конспект НОД по развитию у детей музыкально — сенсорных способностей Весёлая ярмарка (младший дошкольный возраст).


«Весёлая ярмарка». Конспект доминантной НОД по развитию музыкально – сенсорных способностей детей 2 – младшей группы ДОУ.
Цель. Формировать у детей музыкально – сенсорные способности.
Задачи.
Развивать динамический слух детей: умение различать тихое и громкое звучание музыки.
Формировать звуковысотный слух: различать высокое и низкое звучание в пределах октавы.
Эмоционально реагировать на знакомую музыку, узнавать музыкальные образы: медведя, зайца, птички, лошадки.
Развивать ритмический, тембровый слух: умение различать по звуку музыкальные инструменты.
Ход занятия.
Под весёлую русскую народную музыку в зал вбегает Петрушка.
Петрушка:Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ. Эй, девчонки, эй, мальчишки, торопитесь поскорей! Будут игры и забавы, будет множество затей.
В зал под музыку входят дети.
Петрушка: А вот и ребятишки! Здорово, малышки! Я ваш знакомый Петрушка. Дети здороваются. Проходи сюда, честной народ! Петрушка всех на ярмарку зовёт! Я в костюме расписном, в шапочке нарядной. У меня большой носище, всюду я его сую. У меня талантов тыща – и пляшу я, и пою!
Звучит музыка. А на ярмарке товары: расписные самоварыИ баранки, и свистки, ложки, бубны и платки. Садитесь здесь, вокруг меня: кто на пенёк, кто на лавку, Да не делайте давку.
Дети садятся на скамейку с Петрушкой.
Муз. рук.Ай, да ярмарка! Сколько здесь товара всякого! Петрушка, ты по ярмарке гулял? Что же ты купил?
Петрушка:А купил я на ярмарке курочку с маленькими цыплятами.
Муз. рук.Курочку с цыплятами? Ой, как интересно. Скорее покажи их ребятам.
Петрушка:достаёт из корзинки курочку, поёт песню: Это мама курочка, курочка, курочка. Курочка – пеструшечка, курочка – пеструшечка.
Муз. рук.Ребята, давайте споём, как мама – курочка зовёт своих цыпляток. Дети поют на звуке «до» первой октавы.
Петрушка:достаёт из корзинки цыплят, поёт песню.Это курочки ребятки – очень жёлтые цыплятки.
Муз. рук.Дети, кто споёт песенку цыплёнка? По желанию дети поют на звуке «до» второй октавы.
(Хвалит детей) Ребята, давайте поиграем! Смотрите, какая красивая лесенка (показывает). Это домик курочки и цыплят. Сейчас Петрушка сыграет на металлофоне песенку, а вы, ребята, должны узнать, чей звучит голосок. Когда отгадаете, отнесёте птичку в домик и посадите на ступеньку лесенки.
Дети слушают звуки, выполняют задание. Педагог спрашивает детей: «Почему они выбрали нижнюю или верхнюю ступеньки?»
Муз. рук.надевает шапочку курочки. Ребята, смотрите, как я нарядилась! Будем играть. Я сейчас буду мамой курочкой, а вы моими детками – маленькими цыплятами.
Петрушка:Только игра у нас музыкальная. Ребята, вы должны внимательно слушать высокие и низкие звуки.
Дидактическая игра «Курочка и цыплята». На высокие звуки дети – «цыплята» бегают по залу, а на низкие звуки бегут к маме курочки.
Муз. рук.Петрушка, что за мешочек у тебя такой красивый? Что ты в нём прячешь?
Петрушка:В моём мешочке много разных игрушек. Я купил их на ярмарке для вас, ребята. А что это за игрушки, вы сейчас сами узнаете, послушав внимательно музыку.
Дидактическая игра: «Узнай, кто пришёл». Дети слушают пять музыкальных произведений. По желанию достают из мешочка соответствующую игрушку: медведя, зайца, лисичку, лошадку, птичку, показывают её всем детям.
Петрушка громко играет на бубне. Музыкальный руководитель пугается.
Муз. рук.Ой, что это за звук? Да это же Петрушка – шалунишка напугал меня, дети. Как он играл? (Громко.) Не шуми! (Отбирает у него игрушку.)
Когда музыкальный руководитель вновь отворачивается, Петрушка вытаскивает новую игрушку и снова громко играет (3 -4 раза).
Муз. Рук.Опять шумишь? Ах ты, проказник! (Отбирает.) Ребята, как вы считаете, правильно играет Петрушка на музыкальных инструментах? (Нет, очень громко.) Как надо играть? Какие красивые у тебя музыкальные инструменты, Петрушка. Скорее раздавай их ребятам. Музыкальный руководитель заглядывает в красивую коробку Петрушки.
Петрушка:Ребята, я подарю их вам только тогда, когда вы узнаете эти музыкальные инструменты по звучанию.
Дидактическая игра: «Угадай, на чём играю?» Дети определяют по звучанию бубен, барабан, погремушку, деревянные ложки, маленький и большой колокольчики, дудочку. Инструменты раздают детям, они играют плясовую музыку для Петрушки.
Петрушка:А я не один к вам пришёл – целый театр с собой привёл!
В зал входит «человек – театр», на поясе которого прикреплена круглая ширма театра, сделанная из двух обручей разного диаметра, соединённых между собой вертикальными палочками. Человек находится внутри ширмы, закрыт тканью до пола. Поверх ткани прикреплены ленточки для игры в карусель. Получается цилиндр, т. к. ткань и ленточки прикрепляются только к верхнему обручу.
Петрушка:Говори: «Раз, два, три, - и на ширму смотри! Отгадай – ка, детвора, кто сейчас придёт сюда? Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? Верно, зайка! Зайка, зайка, вылезай-ка! На ширме показывается зайчик.
Играет в бубен. Ну-ка, зайка попляши, ну-ка, серый попляши! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Хорошенько попляши!
Муз. рук.Дети, сыграйте на своих инструментах, как пляшет зайка.
Дети играют восьмыми длительностями.
Муз. рук. Молодцы, ребята, зайчик пляшет быстро, весело.
Петрушка:Угадай-ка, детвора, кто сейчас придёт сюда? Кто же в шубе меховой спит холодною зимой? Он большой, но вот беда – лапу в рот кладёт всегда?
Дети:Медведь.
Петрушка:Мишка, мишенька, медведь! Приходи к нам песни петь! Песни петь и плясать, всех детей забавлять. На ширме появляется медведь и ревёт.
Поёт и играет:Что ты, Мишка, сидишь, на детей не глядишь? Не ворчи, не ленись, на ребят оглянись! Ждут тебя малыши, встань, мишутка, спляши.Вот так!
Мишка пляшет.
Муз. рук.Ребята, сыграйте, как мишка пляшет? Дети играют медленно четвертными длительностями.
Петрушка:Ай, люли, люли, люли, карусель видна вдали. Девочки и мальчики, веселей шагайте. Идите все на карусель скорее, не зевайте.
Муз. рук.Ребята, положите свои инструменты на стульчики и идите на карусель. Сейчас вас мишка с зайчиком покатают на карусели. Только внимательно слушайте музыку и вовремя останавливайте карусель.
Игра «Карусель» на различение темпа в музыке. Человек – ширма уходит из зала.
Петрушка:Раз, два, три, четыре, пять – в жмурки я хочу играть. Вы глаза мне закрывайте и в кружок скорей вставайте.
Муз. рук.Ребята, вы хотите поиграть с Петрушкой в жмурки? Тогда внимательно слушайте музыку. Вы должны на тихую музыку подойти к Петрушке, на громкую - отойти. А если услышите очень громкий удар в бубен – разбегайтесь.
«Жмурки». Музыка Флотова. Игра на различение динамических оттенков в музыке.
Муз. рук.Петрушка, я знаю, что ты приготовил гостинцы для ребят. Где же они?
Петрушка:А подарки в лукошке, сторожит их кошка. Сидит, поёт, никому не даёт! А тому, кто погладит за ушком – выдаёт по две сушки. Вот вам лукошко, вот и кошка. Коли вы её не обидите - много подарков увидите.
Петрушка дарит детям лукошко с угощением. Вместе с Петрушкой дети едут в группу на «лошадке» прямым галопом.