Конспект логопедического занятия.Состав слова.


Бюджетное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии
Конспект
логопедического занятия по теме:
«Состав слова»
6 класс
Учитель – логопед:
Мирошкина Ольга Семеновна
г. Чебоксары, 2015г.

Цель: закрепление знаний о составе слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствовать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок;
тренировать в морфологическом разборе слов;
активизировать номинативный словарь.
Коррекционно-развивающие:
развивать словесно – логическое мышление;
развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику;
развивать зрительное восприятие, слуховую память и внимание.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям, любовь к природе.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, карточки-задания.
Ход занятия.
I. Орг. момент. 1)Упражнения на дыхания: Вдох-выдох… мммм Вдох-выдох…нннн Вдох-выдох…лллл Вдох-выдох…рррр
II. Сообщение темы, цели занятия. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что это такое?» и узнаем тему нашего занятия. -Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть? На доске: груз, изб, чик, ушк, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый. (Приставка, корень, суффикс, окончание.) - Что такое корень слова? ( Правило - общая часть родственных слов называется корнем.) -Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?(часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой и служит для образования новых слов.)
- А часть слова, которая стоит после корня? (Это суффикс, служит для образования новых слов).
- Какая часть слова изменяется? (Окончание, оно служит для связи слов в предложении.) Вывод: поработаем над темой: Состав слова.
III.Работа по теме занятия. 1)Закрепление знания о корне слова. - Прочитайте слова и скажите какой частью речи выражены они? - А какие части речи вы еще знаете? - К данным существительным красота, труд, груз подберите однокоренные глаголы и прилагательные. Красота, покраснеть, красный, прекрасный. Труд, трудиться, трудный. Груз, грузовой, грузить, погрузить. -Назовите корни слов.
-Ответьте, чем отличаются эти части речи и в чем сходство? Вывод: (Отличие - разные части речи, по составу слова; сходство - однокоренные слова)
2)Закрепление знания о приставках. Работа по карточкам. -Прочитайте, выпишите слова с приставками. -Обход, обломить, облако, обрасти. -Дотерпеть ,дорожить, доучиться, доиграть, доливать. -Сладкий, сбитый, склад, сговор, сдвиг. –Проверка. Прочитайте слова с приставками. Назовите слова, где нет приставки .
Вывод: Что такое приставки? Для чего они служат?
3) Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов. -Речевая игра «Пятый лишний». -Спишите слова только с суффиксами и выделите их. 1.Зимний, зимовать, зима, зимовщик, зимовка. 2.Рыбный, рыбачить, рыба, рыбка, рыбалка. 3.Вода,водный,подводный,водянистый,надводный. 4. Строитель, строить, стройка, пристройка, строительный. – Прочитайте слова с суффиксами. Вывод: Что такое суффиксы? Для чего они служат?
4) Физминутка. Игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ- (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная). »
5) Закрепление знания об окончании. - Прочитайте текст. Сын или покровитель. Природа нашей планеты в опасности. Многие изменения в природе произошли по вине человека. В давние времена жизнь людей зависела от окружающей их среды. Но у людей появилась техника, и им стало казаться, что они уже не зависят от природы. Это привело к загрязнению воздуха, почвы, воды. Господство над природой может привести людей к гибели. Входить в природу надо добрым другом. Человек - сын природы, а не её покровитель. –Назовите , с какими словами связано в предложениях слово природа? - Выпишите эти пары слов. –В опасности (что?) природа, изменения (в чем?) в природе, не зависят (от чего) от природы, господство (над чем?) над природой, сын (чего?) природы. –Почему слово природа имеет разные окончания? -Вывод: (Окончание - это изменяемая часть слова…).
-Найдите в тексте главную мысль. (Человек - сын природы, а не её покровитель). Передайте её своими словами.
6)Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов. Составьте слова из отгадок головоломок.
1.Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень в слове КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА. Что это такое? …(ПОДКОВА). 2.Корень попрошу у слова МАНИТЬ. Окончание у слова ЛИСА. Суффикс у слова КНИЖКА, Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ. Что получится?...(ПРИМАНКА). 3.Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ Корень такой же, как в слове ХОДОК. Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ А окончание, как в слове МАМА. Это слово - …(ПОХОДКА). 1) –Что общего между словами - отгадками? (Начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы, женского рода). -А чем они отличаются? (По составу слова.) 2) -Подберите к словам - отгадкам схемы. (Схемы на доске).
IV.Итог занятия. –Над какой темой работали на занятии? -Какие части слова вы знаете? -Какое задание для вас было трудным?






.