Конспект логопедического занятия для 3 класса Состав слова


Конспект логопедического занятия для учащихся 3-х классов
"Обобщение знаний о составе слова".
Цель занятия:
- закрепить знания детей о частях слова;
- развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов,
- формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Оборудование:
таблицы, карточки с вопросами, индивидуальные карточки, карточки со словами, рабочие тетради, магниты, интерактивная доска, проекторХод занятия:
I. Организационный момент.
Определить тему урока, зашифрованную на таблице.
АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО
Запись темы занятия в тетрадях.
Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?
(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).
Ребята, назовите части слова, которые могут встречаться в наших словах.
Отгадывание ребуса слова “Корень” (таблица)
Разбор многозначности значения этого слова.
Звукобуквенный анализ слова « корень».
II. Закрепление знаний о составе слова.
Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.
Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?
Давайте сейчас вспомним с вами все, что мы знаем о частях слова. Для этого мы разделимся на две команды. Каждому из вас нужно будет задать вопрос и ответить на вопрос товарища.
Первая команда.
Что вы знаете о родственных словах?
( Родственные слова имеют общую часть – корень. Они близки по смыслу.) Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)
Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)
Вторая команда.
Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.)Оценка работы каждой команды.
III. Работа по карточкам.
1. Заполните таблицу, разобрав слова по составу. (Самостоятельная работа. Проверка с комментированием) Слово Приставка Корень Суффикс Окончание
подготовка Под готов к а
туманный
пригорок
перемена
отпуск
старый
Вывод: мы учились видеть в словах их части.
2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.
Под, хват, ок; под, снеж ,ник; за, ряд, ник.
3.Составьте слова из отгадок -головоломок.
Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это такое? (подкова)
Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
Корень такой же, как в слове ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА.
Это слово - (походка).
Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.
Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?
(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)
IV. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика “На море”
На морском песке сижу,
И в бинокль весь день гляжу,
Как крабы ползут,
Как рыбки плывут,
Как дельфины ныряют, рыбок пугают.
Как кит над водой выплывает
И фонтан голубой выпускает,
Как чайки над морем снуют,
Рыбную мелочь клюют.
Сколько чаек, как узнать?
Помогите сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять.
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”.
- встаньте и выйдите, пожалуйста;
- будьте добры, похлопайте;
- поднимите руки, пожалуйста;
- потопайте;
- попрыгайте, пожалуйста;
- тихонько сядьте;
- тихонько сядьте, пожалуйста.
V. Работа возле доски.
На доске изображены схемы слов. Детям раздаются карточки со словами.
Необходимо определить, какие слова соответствуют данным схемам и определить место каждого слова.
Зимушка, перелётные, соседушка, известный, гриб, столы, угол, дома, грузчик, мастер, посевная.Работа в тетрадях.
Прочитайте рассказ.
В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-.
Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.
Вчера на экскурсии мы видели белку. Морда у нее острая, а глаза круглые и черные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие, но коготки цепкие.
Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.
Образец записи в тетрадях:
белку – белочку
VI. Итог занятия
Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?
Оценка деятельности учащихся.
Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)