Рекомендации родителям учителя – логопеда МАДОУ №6 Кесслер Елены Стасио «Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»


Рекомендации родителям учителя – логопеда МАДОУ №6
Кесслер Елены Стасио
«Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»

«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!
«Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.И так восемь раз подряд.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи.
И лопатку подержи.
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда.
Делает вот так: «Раз – два»
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх.
Тянем, тянем до небес.Вниз теперь их полёт.
И никто не отстаёт.
«Змейка» - Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.
«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. 
Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.
«Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел.Вот облизывать придётся.
Будто нету других дел.
«Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.Щёки ты не надувай, Губками прижимай!Плавно воздух выпускается,Желобок не разрушается.
«Горка» - Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки,Горка есть и – всё в порядке!
«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!
«Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Непослушный язычок.
Делает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.
«Пароход»
- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы.Набирает он свой ход Ы-Ы-Ы-Ы.Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы.«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы.

«Болтушка – индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки Бл-Бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
По двору индюк ходил
Бл - Бл - Бл.Хвост, как веер, распустил
Бл - Бл - Бл.Вот какой красивый я,
Бл - Бл - Бл.Полюбуйтесь на меня!
«Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д - Д - Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Дятел, дятел тук-тук-тук.Д - Д - Д - ДТы чего стучишь, мой друг!Д - Д - Д - Д-Я не зря во рту стучуД - Д - Д - ДЗвукам правильным учу.Д - Д - Д - Д