Мастер-класс для родителей учащихся предшкольной подготовки Зарядка для язычка


Мастер-класс
учителя-логопеда Мельник Надежды Николаевны
Средней школы №43 им. Г. Мусрепова
г. Петропавловска
для родителей учащихся предшкольной подготовки
Тема: «Зарядка для язычка».
Цели: Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми. Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть) необходимые для правильного звукопроизношения
Задачи: Совершенствовать артикуляционный аппарат, чтобы в процессе речевой гимнастики укреплять мышцы детей, учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков
МАТЕРИАЛЫ: Картинки для артикуляционной гимнастики; зеркала, разрезные картинки,
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
Родители сидят рядом со своими детьми.
Логопед приветствует гостей.
- Здравствуйте уважаемые родители и ребята.
Предлагаю взрослым сыграть со мной в игру: «Да и нет».
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? (да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными вы будете? (Нет или да)

ЛОГОПЕД: Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш ребёнок научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат,
Вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.
Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э П Б М
2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ
5-6 лет звуки Л Р
Основные органы артикуляции: язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.Логопед : ребята, предлагаю поздороваться пальчиками: «Пальцы - дружная семья!».
Л: какие органы речи помогали нам произносить слова игры? (губы, зубы, язычок)
«Чтобы было всё в порядке,
Нужно сделать нам зарядку»
Родители смотрят в зеркало и наблюдают за своими органами артикуляции.
Упражнение 1. «Сказки веселого язычка»
«Домашняя сказка» - поможет закрепить у детей названия органов артикуляции
ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ
ЛОГОПЕД: Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?(язычок)
В нем хозяин - ЯЗЫЧОК.
Он удобно в доме лег.
Широко открывать рот.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: В этом доме две стены.
Это ЩЕКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ
В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.)
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Потолок вверху, внутри.
Это НЕБО. Посмотри.
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать языком по небу.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери - ЗУБЫ. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. ( Обнажить верхние и нижние зубы)
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Двери - ГУБЫ гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться.
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в « трубочку».
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
2-ой комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т. Д.
Логопед показывает.
Родители повторяют.
ОСНОВНЫЕ (БАЗОВЫЕ ) УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Логопед показывает картинки упражнений язычка для гимнастики, сопровождать показом пальчиками зверушек.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Бегемотики»
Давай покажем, как «Бегемотики» рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение « Лягушка и слоник»
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» - вытягивай сомкнутые губы вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка - слоник» пять - шесть раз на счет «раз-два».
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Блинчики»
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти секунд..
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение « Киска сердится»
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение « Погладь киску».
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение « Змея».
Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Парус».
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два-три раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Качели».
Давай покачаем язычок на качелях: Улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два»- подними язычок за верхние зубы. Повтори пять- шесть раз.
Логопед показывает. Родители перед зеркалом повторяют.
После того, как все упражнения будут усвоены ребенком, переходим к выполнению
упражнений, специально подобранных в зависимости от того, какие звуки ребенок выговаривает неправильно.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится ( вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 5-6 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. Движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
- В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Родителям раздаются рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в печатном виде.
ЛОГОПЕД: Правильное произношение звуков наряду с Богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Над артикуляционной гимнастикой для отдельных звуков мы можем поработать на следующем мастер-классе.
Л: давайте ребята поблагодарим наши органы речи за помощь:
«Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку!
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу!»
Желаю успехов !Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию артикуляционные упражнения, способствующие развитию мышц языка.
Упражнения с ребенком необходимо проводить систематически, не реже 2 – 3 раз в день (по 5 – 10 мин.).
Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой, не забывайте хвалить за старание. И тогда результат не заставит себя ждать. Желаю Успеха!
“Лопатка” Рот приоткрыт, широкий язык положить на нижнюю губу. “Качели”
Рот открыт, языком тянуть попеременно то к носу, то к подбородку.
“Парус” Рот широко открыт, кончиком языка упереться за верхние зубы “Часики”
Рот приоткрыт, кончик языка, как стрелку часов, переводить из одного уголка рта в другой.
“Горка”
Рот широко открыт, кончиком языка упереться за нижние зубы “Вкусное варенье”
Рот приоткрыт, широким языком облизать верхнюю затем нижнюю губу
“Чашечка”
Рот приоткрыт, широкий, язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. “Маляр”
Рот открыт, широким кончиком языка проводить от верхних резцов до мягкого неба (вперед, назад)
“Грибок”
Рот приоткрыт, присосать широкий язык всей полостью к небу. “Барабан”
Рот открыт, широкий язык поднять вверх (“Чашечку”). Произносить громко, отрывисто, не отпуская кончик языка звук д – д - д
Рекомендации к проведению:
1. Сначала упражнения надо выполнять медленно и перед зеркалом (необходим зрительный контроль). Обращать внимание ребёнка на положение губ, язычка. Затем темп можно увеличить и выполнять под счёт.
2. В 5-6 летнем возрасте дети способны выполнять в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
3. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь за консультацией к логопеду.
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно