План-конспект урока по физической культуре для 4-го класса. Тема: Баскетбол. Техника ведения баскетбольного мяча и передачи мяча двумя руками от груди

План-конспект урока по физической культуре для 4-го класса
Матвеев Роман Васильевич,
 учитель физической культуры

Тема: Баскетбол. Техника ведения баскетбольного мяча и передачи мяча двумя руками от груди
Цель. Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр.
Задачи:
Образовательная: закрепить технику ведения и передачи мяча 2-я руками от груди.
Развивающая: развивать навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию.
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Оздоровительная: способствовать выработке правильной осанки, укреплению мышц стопы и дыхательных мышц.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастическая стенка.
Части урока
Содержание урока
Доз.
Методические рекомендации

Подготовительная часть (11 мин.)
Построение. Приветствие.
Сообщение задач урока.
1 мин.
“Класс! Равняйсь! Смирно!”


Ходьба: – на носках, руки на пояс, руки вверх; – на пятках, руки вперёд, руки за головой; – на внешней стороне стопы, руки в стороны; – носками вовнутрь, руки за спину.
1,5 мин
“Напра-во! В обход налево шагом – марш!”. Соблюдать дистанцию 1м.
Колени не сгибать, руки выпрямить. Локти развести, спина прямая. Следить за осанкой. Шаг короткий.


Бег: – приставными шагами правым, левым боком; – спиной вперёд; – “змейкой”.
2 мин.
Темп средний, сохранять дистанцию.  Скользящий шаг, руки перед грудью. Через плечо смотреть назад. Противоходом налево, “змейкой” марш.


Переход на ходьбу, восстановление дыхания.
Перестроение в колонну по 2 с последующим перестроением в 2 шеренги.
1 мин.
Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. “Налево в колонну по 2 – марш! Дистанция и интервал 3 шага”.


Комплекс ОРУ с мячами:
6 мин.
 


1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, правая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой.
2. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – наклон головы вперёд, сдавить мяч руками; 2 – и.п.; 3 – наклон головы назад; 4 – и.п.; 5 – наклон головы вправо; 6 – и.п.; 7 – наклон головы влево; 8 – и.п.
 
Прогнуться, голова вверх. Спину держим прямо.
Давить на мяч подушечками пальцев. В и.п. пальцы расслабить.


3. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – правая в сторону на носок, наклон вправо, мяч вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.
 
При наклоне смотреть через плечо на пятку.


4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вверх; 1–4 – круговое движение туловищем вправо; 5–8 – то же влево.
 
Амплитуда больше, смотреть на мяч.


5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – наклон вперёд – вправо, положить мяч; 2 – стойка ноги врозь, руки вверх; 3 – наклон вперёд – вправо, взять мяч; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.
 
При наклонах колени не сгибать.


6. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – выпад правой в сторону, мяч на грудь; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой ноги, влево;
 
Туловище прямо, выпад глубже.


7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом правой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги.
 
Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.


8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же.
 
Прыжки на носках, чуть сгибая колени.


9. Ходьба на месте, мяч в правой руке.
 
Спину держать прямо.

Основная часть (23 мин.)
Дыхательная гимнастика “Летят мячи”.
Стоя, мяч на грудь. Бросить мяч от груди вверх, произнести “У-у-у-х”.
1 мин.
Средняя стойка баскетболиста. Вдох через нос, удлинённый выдох. При броске мяча выпрямить ноги.


Закрепление техники ведения и передачи мяча 2-я руками от груди:
 
 


1. Ведение мяча на месте в высокой и средней стойке правой, левой рукой.
3 мин.
Ладонью по мячу не бить, движение кистью и предплечьем. Мягкими толчками мяча вниз – вперёд, кисть накладывать справа (слева) – сбоку.


2. Передача мяча 2-я руками от груди на месте.
3 мин.
Мяч на уровне пояса. Кругообразным движением рук подтянуть мяч к груди. Резким выпрямлением рук мяч послать вперёд, кисти вперёд.


3. Передача мяча с ударом об пол.
3
мин.
Бросок за среднюю линию. Ноги сгибать больше, руки направлять вперёд – вниз.


4. Ведение мяча на месте с последующей передачей 2-я руками от груди.
3 мин.
Обратить внимание на согласованность работы рук и ног, одновременное их разгибание. Передача по сигналу.


6. Эстафеты с ведением и передачей мяча:
а) “Передал – отбегай”
7 мин.
Игроки 2-х команд стоят во встречных колоннах на расстоянии 5–6 шагов. По сигналу первые передают мяч 2-мя руками от груди игроку во встречной колонне и отбегает в конец своей колонны. Следующие повторяют задание пока первые не встанут на своё место.


б) “Перебежка”
 
Построение то же. Передача 2 – мя руками от груди с ударом об пол. После передачи мяча игрок перебегает в конец встречной колоны.


в) “Кто быстрее”
 
Расстояние между колоннами 10-12 м.
Первые ведут мяч к колонне напротив, обводят её справа, передают мяч первому и встают в конец колонны.


Игра “Мяч по кругу”
3 мин.
Игроки образуют большой круг и рассчитываются на 1-ый, 2-ой. У капитанов по мячу. По сигналу мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрока 2-мя руками от груди. Мяч должен быстрее вернуться к капитанам.
Проигравшие команды выполняют задания учителя.

Заключительная часть (6 мин.)
Игровое упражнение “Ведение по сигналу”
(на развитие внимания и умения вести мяч без зрительного контакта).
Построение класса в одну шеренгу.
2 мин.
Играющие с мячами располагаются на одной половине площадки. Учитель на другой половине. Рукой он показывает направление движения: вверх – ведение на месте, вперёд – ведение назад, назад – ведение вперёд, вправо – ведение вправо, влево – влево.


Строевые упражнения:
– повороты направо; – повороты налево; – повороты кругом.
Подведение итогов урока.
2 мин.
Внимательно слушать и выполнять команды учителя. Во время выполнения поворотов обязательно удерживать правильную осанку.
Отметить лучших учеников, выставить оценки учащимся.


Домашнее задание: для развития мышц рук: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Выход класса из спортивного зала.
2 мин.
15 раз – девочки; 20 раз – мальчики.
“Класс, налево! К выходу шагом марш!”.



Баскетбол. Краткий исторический экскурс


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Исследование истории происхождения современного баскетбола следует начать с описания игры, в которую играли еще древние центральноамериканские племена индейцев майя и ацтеков. Смысл игры сводился к забрасыванию в кольцо подобия мяча, сделанного из литого каучука. Это одна из причин, по которым Соединенные Штаты Америки называют родиной нынешнего баскетбола.
Впервые эта игра появилась в 1891 году в центре обучения Христианской юношеской ассоциации города Спрингфилда, расположенного в штате Массачусетс. Начинающий свою преподавательскую деятельность доктор Джеймс Нейсмит, решив придать урокам физкультуры большую динамичность, создает оригинальную игру. Смысл данной игры сводился к забрасыванию футбольного мяча в две, размещенные на перилах балконов, корзины из-под фруктов, причем, дно у этих корзин отсутствовало. Отсюда пошло и закрепившееся за игрой название, являющееся гибридом двух слов: basket, переводимого как корзина, и ball, означающего мяч.


БАСКЕТБОЛ
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ




Бросок
двумя руками
от груди с места



















Бросок двумя руками Бросок одной рукой
сверху от плеча с места
БАСКЕТБОЛ
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ


Ведение мяча в движении










Выбивание мяча Выбивание мяча
из рук соперника при ловле у соперника при ведении

















БАСКЕТБОЛ
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ


Основная Держание стойка мяча
баскетболиста







Передача мяча двумя руками и
ловля мяча двумя руками
от груди на месте





Заголовок 115