Конспект урока по географии на тему Климат Северной Америки


Ход урока
1.Организационный момент
Добрый день ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебники ,атласы и рабочие тетради.
-Давайте отметим отсутствующих, кого сегодня нет?
Если у вас все готово ,то мы начинаем урок .
2.Изучение нового материала
Мы с вами продолжаем изучение материка Северная Америка, на предыдущих уроках мы с вами уже познакомились с некоторыми особенностями, какими?
-ФГП
-Рельеф
-ИО
Сегодня мы преступим к изучению Климата Северной Америки, давайте запишем число и тему урока в тетрадь.
И так тема нашего урока звучит как : «Климат Северной Америки», давайте подумаем какие цели и задачи мы должны с вами выполнить на уроке?
-Изучить особенности климата материка
-Рассмотреть климатообразующие факторы.
-Дать характеристику климатических поясов и областей.
Для начала давайте вспомним что такое климат?
-это многолетний режим погоды на определенной территории.
Откроем атласы ,карту климатических поясов, и внимательно посмотрим на нее, как думаете какие факторы влияют на формирование климата?
-Географическое положение
-Солнечная радиация
-Характер подстилающей поверхности
-Циркуляция атмосферы
-Распределение осадков
Как вы думаете чем это объясняется , посмотрите на карту?
Большая протяженность материка с Севера на Юг определяет различия в климате разных его частей. Как мы с вами уже выяснили, климат материка сформировался под действием климатообразующих факторов. Поэтому давайте чуть подробнее рассмотрим эти факторы.
1 фактор - географическое положение ,Которое в свою очередь определяет количество солнечной радиации.
Так как южный тропик пересекает материк в южной части, и притом эта часть самая узкая, то только здесь солнце бывает в зените. При этом за северным полярным кругом наблюдается полярный день и полярная ночь.
Следовательно, распределение солнечной радиации на материке какое?
И изменяется от 10-20 ккал на см в кВ. в год на севере материка до 100-120 на юге. Запишите это в тетрадь .Это в свою очередь определяет температуры которые преобладают на этой территории ,
самые низкие температуры были зарегестрированны на Аляске (-64) и в центральной части
Гренландии (-70).
Самые высокие же температуры наблюдаются в июле ,а где мы с вами уже говорили, напомните мне? (В Долине Смерти (+56,7) И так значит в первую очередь климат зависит от географического положения, и в зависимости от солнечной радиации в разных частях материка наблюдается совершенно различная температура.
2 фактор – Циркуляция воздушных масс.
И так ,влажную погоду с Атлантического океана приносит Юго-Восточный пассат ,а на тихоокеанском побережье- Западный перенос, это приводит к тому что, на тихоокеанском побережье выпадает значительное количество осадков.
Откройте учебник на странице 211 и посмотрите на климатическую карту, или откройте эту же карту в атласе. По цветовому градиенту определите какое количество осадков выпадает на этой территории?
(около 2000 мм)
Какова причина такого распределения осадков?(Высокие горы-Кордильеры препятствуют продвижению воздушных масс с запада в глубь материка ,поэтому все осадки выпадают здесь.)
То есть появляется 3 фактор- Это характер подстилающей поверхности.
А прежде всего это рельеф, мы уже знаем что восточная часть СА представлена … чем? Правильно равнинами ,а значит восточные воздушные массы ,которые безпрепядственно прониакают вглубь материка естественно влияют на климат,
достаточно хорошо увлажняя его , все это приводит неравномерному распространению осадков на материке ,посмотрите на карту еще раз ,на тихоокеанском побережье выпадает до 3000 мм, в восточной части до 2000 мм, самое маленькое количество осадков у нас… где? Внимательно посмотрите на карту, правильно в районе Кордильер.
Так же особенностью материка является мередиональное распределение воздушных масс, причиной тому служит особенный рельеф.
Поэтому холодные массы с севера поникают на юг а теплые проникают в центральную часть, это приводит к их столкновению и служит причиной образования торнадо или смерчей.
4 -фактор Это влияние океанических течений,
Прежде всего это влияние теплого течения Гольфстрим , и холодного Лабродорского течения и Калифорнийского течения которые способствуют понижению температур и количеству выпадаемых осадков.
Кроме того течения способствуют изменению границ климатических поясов, а напомните нам в каких климатических поясах находится СА?
Во всех кроме экваториального.
Северная Америка лежит в шести климатических поясах, в рамках которых сформировались несколько климатических областей.
У арктическом поясе круглогодично господствуют сухие и холодные арктические воздушные массы и северо-восточные полярные ветры. Зима длинная и очень холодная, средние температуры воздуха достигают -40 0С. Летом сохраняется холодная погода с температурами до 5 0С, в августе уже выпадает снег. Количество осадков небольшая - до 250 мм в год, поэтому там не бывает больших снежных заносов. Сильные порывы ветра вызывают метель. Арктический климат очень суровый именно вследствие сочетание низких температур с сильными ветрами.
У субарктическом поясе воздушные массы меняются по сезонам: зимой господствуют арктические, летом - умеренные. Поэтому зима так же холодная и продолжительная с температурами до -30 0С. Лето прохладное (до 10 0С), но более длительное, чем в арктическом поясе. Количество осадков увеличивается до 350 мм в год.
У умеренном поясе круглогодично господствуют умеренные воздушные массы и западные ветры. Зима холодная, лето умеренно теплое. Вследствие значительной протяженности пояса с запада на восток в его пределах существуют климатические различия, поэтому выделяют три климатические области. На западе сформировалась область морского климата с мягкой зимой и прохладным летом и наибольшим количеством осадков (более 2 000 мм). На востоке сформировалась область муссонного климата с прохладным летом. Внутренние районы - это область континентального климата с холодной зимой до - 25 0С и теплым летом до 20 0С и наименьшей в поясе количеством осадков.
У субтропическом поясе зимой господствуют умеренные воздушные массы, летом - тропические. Вследствие значительной протяженности пояса с запада на восток в нем, как и в умеренном, наблюдаются значительные климатические различия. В средиземноморской области зима влажная и сравнительно теплая, лето теплое и сухое. В континентальной области и зимой, и летом царит сухой воздух, зимние температуры превышает 0 0С, летние составляют 25 0С. В области муссонного климата летом муссон, дующий с Атлантического океана, приносит обильные дожди, зимой муссон, дующий с материка в сторону океана, приносит на побережье сухое и холодный воздух из внутренних районов.
У тропическом поясе климат тихоокеанского и атлантического побережий также отличается. На западе сформировалась область пустынного климата. Там жарко и сухо, несмотря на господство морского воздуха. Это объясняется влиянием холодной Калифорнийской течения, охлаждает воздуха и препятствует образованию дождевых облаков. На востоке возникла область влажного климата - Жаркий и влажный вследствие действия пассатов, которые несут дожди и летом,
У субэкваториальном поясе климат постоянно жаркий и влажный. Летом туда поступают экваториальные воздушные массы с юга и приносят большое количество влаги из Тихого океана. Зимой теплые и влажные воздушные массы приходят вместе с северо-восточными пассатами с Карибского моря.
Мы с вами выяснили какие факторы влияют на климат СА, давайте перечислим их?
-Географическое положение
-Солнечная радиация
-Характер подстилающей поверхности
-Циркуляция атмосферы
-Распределение осадков
3.Закрепление изученного материала.
А теперь давайте напишем Практическую работу. Деятельность учеников
1 минута
Приветствуют учителя, готовят рабочее место.
15-20 минут
Вспоминают какие особенности материка мы уже изучили.
Записывают число и тему в тетрадь.
Формулируют цель и задачи урока.
Отвечают что такое климат.
Открывают климатическую карту Северной Америки и анализируя ее отвечают на вопросы.
Смотрят на карту в атласе и анализируют отвечая на вопрос.
Записывают в тетрадь климатообразующие факторы.
Отвечают о неравномерности распределения солнечной радиации.
Записывают данные в тетрадь.
Вспоминают материал прошлого урока чтобы ответить на вопрос.
Подводят итог прошедшей части урока.
Записывают 2 климатообразующий фактор.
Открывают учебники или атласы. Определяют среднегодовое количество осадков.
Отвечают на вопрос анализируя карту СА.
Записывают 3 климатообразующий фактор.
Анализируют карту и отвечают на вопрос
Записывают 4 фактор в тетрадь.
Отвечают на вопрос об экваториальны поясах.
Закрепляют изученный материал.
Самостоятельно выполняют практическую работу по изученному материалу.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
« Ульяновский Государственный Педагогический
университет имени И. Н. Ульянова»
кафедра географии
План - конспект урока по географии материков и океанов 7 класс
Тема урока «Климат Северной Америки»
Выполнила:
студентка 4 курса
группы ГБ-10-1
Самогина Елена Алексеевна
Проверила:
Семенова Любовь Степановна

Ульяновск 2014 г.
Тема: Климат Северной Америки
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями климата Северной Америки.
Задачи: образовательная – сформировать представление об особенностях климата материка Северная Америка;
развивающая – установить причинно-следственные связи между компонентами природы; спрогнозировать тенденции изменения климата;
воспитательная – сформировать интерес к познанию нового и стремлению к достижению поставленной цели на примере жизни исследователей.
Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Осознание целостности мира, развитие географического мышления. Освоение познавательных интересов, умение организовать свою деятельность ,умение ставить цели и задачи. Умение применять географические понятия в повседневной жизни.
Организация образовательного процесса
МежпредметныеФормы работы
Биология
фронтальная
индивидуальная
Используемые цифровые и образовательные ресурсы
Учебник «География материков и океанов. 7 класс.» Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Дрофа, М. 2006г
Оборудование:
физическая карта Антарктиды
учебник,
тетрадь
контурная карта
атлас
презентация