Конспект урока по теме ФГП Северной Америки. История исследования

Тема урока: « Географическое положение и исследование Северной Америки»
Цель урока: Изучить особенности географического положения и этапы исследования материка.
Тип урока: организационно-деятельностный.
Вид урока: урок отработки освоенного способа действия.
Планируемые достижения учеников на уроке
Предметные: учащиеся смогут:
Давать определение понятию: физико-географическое положение Северной Америки;
Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Северной Америки; координаты крайних точек Северной Америки;
Рассказывать о путешественниках и исследователях Северной Америки, и объяснять результаты их работы.
Метапредметные:
Ставить учебную задачу под руководством  учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи;
Работать с текстом: наносить информацию на к/к, составлять таблицы;
Выслушивать и объективно оценивать одноклассников, вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные:
Осознавать целостность мира (природы, население, хозяйство) и вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Использовать источники географических знаний для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа с картой.
Оборудование: физ. карта Мира, индивидуальные контурные карты и атласы, учебник Е.М. Домогацких 7 класс 2 часть, предметы: сумка, шерсть, песок, лед, кофе, кактус, джинсы, проектор, электронная презентация «История открытия и исследования Северной Америки», типовой план описания ФГП материка.
Ход урока:
Оргмомент.
- Здравствуйте ребята!
Вы уже имеете представления о материках нашей планеты. У меня на столе лежат предметы. Каждый из них принадлежит к определенному материку.
- Скажите, какому материку может принадлежать этот предмет? Почему?
(Предметы: сумка, шерсть, песок, лед, кофе, кактус, джинсы).
Сумка, шерсть-Австралия ; песок-Африка; лед-Антарктида; кофе - Южная Америка. Остались кактус и джинсы.

Оставшиеся предметы относятся к материку, который мы будем изучать сегодня на уроке.
- Ребята, посмотрите в окно, какой пейзаж вы видите? (За домами: лес, луг, поле, на горизонте – лесополоса).
- А какие деревья растут перед школой? (Сосна, берёзы, тополя, клёны).
- Как вы думаете, на каком материке, вот также, глядя в окно, школьники могут увидеть такой же пейзаж, такие же деревья? (На материке Северная Америка).
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
Записывают тему урока: Сев. Америка.
- Нигде в мире мы не встретим пейзажей, столь похожих на пейзажи нашей Родины, как на Северо-Американском континенте. 
- Так что же, на этом материке нас не ждёт ничего нового?
- Давайте посмотрим ещё. Показ слайдов с изображением неизвестных детям объектов.
- Вы думаете, нам нужно заглянуть в Северную Америку?
- Какие задачи нашего урока? (познакомиться с особенностями материка)
- Итак, нам с вами предстоит увлекательное путешествие по Северной Америки.
- Почему автор учебника назвал этот раздел «Северная Америка – знакомый незнакомец»?
- Почему в природе Северной Америки и Евразии обнаруживается сходство?
Общие сведения о северных материках.

- Евразия и Северная Америка относятся к группе Северных материков.
- Оба континента широким фронтом выходят к Северному Ледовитому океану. Благодаря тому, что на севере обоих материков преобладает равнинный рельеф, холодный воздух арктического бассейна свободно проникает на их территории.
- С запада и востока материки омываются водами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
- Оба они протянулись с севера на юг от полярных широт до приэкваториальных. 2. Теперь, скажите, с чего мы начинаем знакомство с новым материком?
- Давайте опишем географическое положение Северной Америки.
ФГП материка (устно). Рассказ по карте + дети в атласах.
1 уч. задаёт вопросы по плану
2 уч. отвечает у доски с указкой.
Памятка для слабых: учебник, с.

Крайние точки – обозначение в к.к.
Север – мыс Мерчисон
Юг – мыс Марьято
Запад – мыс Принца Уэльского
Восток – мыс Сент-Чарльз

- А кто знает, сколько раз открывали Северную Америку?
2. Открытие и исследование материка .
Ученик. Еще за 500 лет до открытия Колумбом Нового Света первые европейцы посетили Северную Америку. Первопроходцами на материке были древние нормАнны, предки современных скандинавских народов, населявших побережье Северного моря.
О том, что так называемая доколумбова «Карта Винланда» - вовсе не подделка, а это означает, что, как и предполагалось, первыми из европейцев в Северной Америке побывали викинги. Как это и утверждают старинные исландские саги. «Карта Винланда» - кусок старинного пергамента размером 28х41 см, на котором довольно четко изображены Европа с Африкой, Гренландия и еще какая-то земля к западу от нее, которая, судя по надписи, и называется Винланд, и очень похоже, что это часть Северной Америки. В 1965 году карта была впервые опубликована, и начались ее серьезные исследования. Радиоуглеродный анализ пергамента показал, что животное, из шкуры которого он был изготовлен, умерло примерно 570 лет назад. А сам пергамент, с учетом с точности метода его изготовления, ученые отнесли к периоду между 1411 и 1468 годами. Если взять среднюю дату то получится примерно 1440-42 годы. А Колумб открыл Америку лишь полвека спустя - в 1492 году. Это – аргумент, хотя и косвенный.
- Ранние плавания европейцев к северо-восточным берегам Северной Америки состоялись еще в Х веке. Около 982 г. в Гренландии поселился с несколькими спутниками Эрик Рыжий, изгнанный из Исландии за тяжелые преступления.

- В 1000 г. сын Эрика, Лайф Счастливый снарядил судно, на котором, двигаясь из Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую назвал Хеллуланд, “Страной плоских камней” (очевидно, это был полуостров Лабрадор.

- В конце 15 века – английским моряком Джоном Каботом были открыты остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор.

- Испанские конкистадоры появились на территории современной Мексики в 1519 году.

- Французы – в 1534. Французскую экспедицию возглавил Жак Картье.

- Внесли свой вклад в открытие и изучение материка и русские.
1648г. С. Дежнёв впервые прошел пролив, отделяющий Азию от Америки.
Первую экспедицию незадолго до своей смерти снарядил Петр I.

-1732г. Штурман Н. Фёдоров и геодезист М.Гвоздев на корабле «Святой Гавриил» подошли к берегам Америки.

-1741г. Русская экспедиция под командованием Беринга подошла к берегам Америки. На обратном пути ими было открыто несколько островов, названных русскими именами.
Пользуясь текстом учебника, я предлагаю вам заполнить, следующую таблицу.





Дата
Исследователь
Событие

 
Эрик Рауди (Эрик Рыжий)
 

 
Лейв Эйриксон (Лейв Удачливый)
 

 
X. Колумб
 

 
Дж. С. Кабот
 

 
Э. Кортес
 

 
Г. Гудзон
 

 
В. Беринг
 

 
А. Маккензи
 

 
Р. Амундсен
 


III. Закрепление
Задание. Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников:
Гудзон Генри- известный английский путешественник и исследователь полярных территорий - ..залив
Барроу Джон -английский географ - мыс
Врангель Фердинанд - русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики.остров
Баффин Уильям - английский исследователь ..море
Беринг Витус- офицер русского флота( датчанин) ..пролив, море
Чириков Алексей Ильич - русский мореплаватель, капитан-командор ..остров
Шелехов Григорий Иванович - русский купец-предприниматель ..пролив


















Приложение

(Для лучшего усвоения номенклатуры, учитель рассказывает истории происхождения некоторых названий.)
Гренландия (по-датски «гренланд» - зеленая страна) открыта в X веке норманнскими викингами.
Гудзонов пролив назван по имени английского мореплавателя Гудзона, открывшего залив в 1610 году.
Лабрадор в переводе с португальского означает «земледелец».
Ньюфаундленд по-английски - «вновь открытая земля».
Флорида означает в переводе с испанского «цветущий».
Полуостров Юкатан на языке местных индейцев значит «мы вас не понимаем» (так ответили первым европейцам, которые спросили: «Как называется эта Земля?»).
Антильские острова - это название происходит от греческого слова «анти» - против, впереди, против материка. Оно утвердилось за островами с начала XVII века.
Карибское море названо по имени индейцев карибов.
Название Мексиканского залива связано с государством Мексикой, которое, в свою очередь, названо по имени бога войны ацтеков - Мехитли.
Слово «Аляска» произошло от алеутского слова «алясках», что значит «большая земля».
Калифорния (буквально «горячий горн») названа так потому, что летом здесь бывает очень высокая температура воздуха.

15