Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)


Конспект урока
литературного чтения
в 1 классе по теме:
«ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
Тема: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА».
Цель: дать представление об умении автора художественного текста передавать свое настроение и чувства героев.
Задачи:
дать понятие об умении автора не только нарисовать картину, но и передать читателю свое отношение к ней;
показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим;
формировать навыки выразительного чтения;
формировать познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста, оценивать информацию, анализировать и сравнивать объекты и события;
формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, договариваться о распределении функций, формулировать собственное мнение позицию.
Ход урока.
№ п/п Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I Стадия вызова.
1
Мобилизующее начало.
Подготовить учащихся к эмоциональному восприятию содержания урока. Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Мы легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем. Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.
3 Целеполагание.
Учить самостоятельно определять тему и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми художественными произведениями. Как думаете, что мы будем с ними делать? (будем читать выразительно)
- Что значит прочитать выразительно? Почему это важно?
- Как думаете, что необходимо знать, чтобы суметь передать настроение автора? Ученики высказывают своё мнение и доказывают его.
Заполняется таблица на доске:
Знаем Хотим узнать Узнали
Прочитать выразительно – это значит передать настроение автора. Как правильно определить настроение автора? Как выразить настроение при чтении? Слайд 1. Тема урока, его цель.
Прием составления таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал» (на доске пишет учитель)
II Стадия осмысления. 1 Разминка. Обозначить роль логического ударения для выразительности.
Учить осмысливать информацию критически. - Прочитайте текст на карточке, отмечая знаком + новую для вас информацию.
- Что вы узнали нового из данного текста?
- Прочитайте теперь этот текст, выделяя голосом то, что вы узнали. Выразительно ли получилось?
Логическое ударение
Таблица дополняется во второй строке карточкой логическое ударение
Индивидуальная работа:
Чтение с пометами.
Выразительное чтение.
Ученики делают вывод: читать выразительно – значит делать логическое ударение на главном. Раздать карточки.
Д/з: упражнение на внимание по данной карточке, подсчитать количество указанных букв.
2 Проверка домашнего задания Обозначить роль знаков препинания.
Учиться работать в группе - Какое настроение вы выбрали для чтения? Почему?
- О чем говорит многоточие?
- Какие ещё знаки препинания подсказывают настроение автора? (восклицательные знаки)
Таблица дополняется в первой строке карточкой знаки препинания
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Фета на с.29 сначала лучшими учениками.
Ученики делают вывод: определить настроение помогают знаки препинания.
Затем ученики читают выразительно в группах.
Слайд 2. Портрет А.А.Фета.
Уже прочитавшие ученики могут быть экспертами выразительности.
3 Словарная работа
Предварительно познакомить детей с трудными и непонятными словами. Чтение трудных слов в паре.
Фронтальное чтение и дополнение цепочки родственных слов.
Объяснение непонятных слов в парах. 4 Работа над выразительностью стихотворения И.П.Токмаковой «Осень».
Первичное восприятие. Показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим. - Познакомимся с ещё одним стихотворением И.П. Токмаковой «Осень» (С.30). Как вы думаете, какое настроение у стихотворения с таким названием?
Таблица дополняется карточкой в первой строке заголовок
Чтение учителя под музыку П.И. Чайковского «Октябрь».
- Правильно ли вы определили настроение? Какое настроение стало у вас после прослушивания этого стихотворения?
- В каком темпе нужно читать грустные стихи?
Таблица дополняется во второй строке словом темп Учащиеся приходят к выводу, что настроение можно угадать по заголовку.
Учащиеся слушают чтение учителя и следят по учебнику.
Ученики ощущают, что им передалось настроение автора.
Учащиеся приходят к выводу, что настроение выражает темп. Слайд 3. Портрет И.П.Токмаковой.
Музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» пьеса «Октябрь».
Вторичное восприятие. Повторить об умении автора нарисовать картину. - Перечитайте это стихотворение и подчеркните слова, обозначающие то, что нарисовал автор. Чтение с пометами.
Проверка в паре. Анализ иллюстрации. Дать понятие о роли иллюстрации. - Внимательно ли читал стихотворение художник-иллюстратор? Докажите.
- Почему художник нарисовал детей? Верно ли он передал их настроение?
Таблица дополняется карточкой в первой строке карточкой иллюстрация Учащиеся приходят к выводу, что иллюстрация подсказывает настроение при чтении. Выразительное чтение.
Чтение стихотворения в паре под музыку.
Чтение-концерт у доски по строфам (девочки). 5 Физминутка. Психологическая и физическая разрядка. Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – расой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась
И на место приземлилась. Сюжетная игра. 6. Работа над выразительностью стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы».
Первичное восприятие. Дать понять, что автор незримо присутствует в произведении. - Теперь познакомимся со стихотворением И.С.Никитина. Когда звучит это стихотворение, так и представляешь себе радушных хозяев, которые выходят на порог с хлебом-солью и говорят….
- Кому бы вы, как радушные хозяева земли русской, доверили бы говорить эти слова гостье-зиме: девушке, богатырю или ребёнку? Докажите свое мнение. Чтение подготовленного ученика.
Учащиеся приходят к выводу, что автор представлял себя в роли этого богатыря («Наша русская кровь на морозе горит»). Слайд №4. Портрет И.С.Никитина
Вывешивается три картинки на доску: девицы, богатыря и ребенка.
В процессе обсуждения оставляется картинка богатыря.
Вторичное восприятие. Дать понятие «читать выразительно». - Перечитайте это стихотворение, представляя себя богатырем русским и подчеркните в тексте, что должна делать зима на Руси.
- Итак, мы просим зиму петь, гулять, строить мосты и расстилать ковры. Об этом мы её просим, значит, на этих словах надо делать логическое ударение.
- О каких коврах и мостах пишет автор?
- В каком темпе нужно читать данное стихотворение?
- Выберите нужное настроение: грустное, веселое, торжественное или задумчивое?
- Какие знаки препинания подсказали вам торжественное настроение?
- Торжественное настроение сопровождается восклицательной интонацией.
Таблица во второй строке дополняется карточкой интонация Чтение с пометами.
Поиск метафорических сравнений. На доске появляется карточка:
грустное
веселое
торжественное
задумчивое
Выразительное чтение. Закрепить знание как читать выразительно.
- Потренируйтесь читать друг другу выразительно это стихотворение, т.е. с торжественным настроением: не торопясь, с восклицательной интонацией, выделяя голосом главные слова. Выразительное чтение друг другу в парах.
Выразительное чтение у доски по строфам (мальчики). Учитель обращает внимание на готовую таблицу.
6. Домашнее задание. - Выучите любое из этих стихотворений наизусть, подготовьтесь читать его выразительно у доски. III Стадия рефлексии.
1 Установление соответствия целей и результатов. Формировать умения формулировать собственное мнение, делать выводы. - Как вы считаете, ответили ли мы на поставленные вопросы?
- Как правильно, даже не прочитав, можно определить настроение текста?
- Как при чтении можно выразить настроение художественного текста? Дети делают выводы по таблице:
Знаем Хотим узнать Узнали
Прочитать выразительно – это значит передать настроение автора. Как правильно определить настроение автора? Заголовок
Иллюстрация
Знаки препинания
Как выразить настроение при чтении? Логическое ударение
Темп
Интонация
2 Рефлексия. Формировать умение осуществлять самоанализ. - Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.
Я узнал….…………….…………
Я запомнил ……………..………..
Я научился …………….………… Слайд №5. Рефлексия знаний.
3 Итог Поощрение активности на уроке - Встаньте те, кто получил сегодня жетон за выразительное чтение. Давайте похлопаем им, они постарались передать нам, как истинные артисты, настроение автора.
- Желаю всем хорошего настроения! Дети учатся радоваться за товарищей, сопереживать ситуацию успеха. Слайд №6.