Конспект урока литературного чтения Русская народная сказка Царевна-лягушка


Урок литературного чтения в 3 классе
Русская народная сказка «Царевна лягушка»
Планируемые результаты:
- предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.
- коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.Цель: Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностях построения волшебной сказки, продолжить знакомство с русской народной сказкой «Царевна лягушка»
Задача урока: Подготовить обучающихся к подробному пересказу сказки, а главное, заинтересовать ребят, побудить их к заинтересованному чтению.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.
Проект урока.
Эмоциональный настрой. (1 мин)
Звучит заставка «Приходите в гости к нам» ( 1 слайд)
- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Ребята, а вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
2. Актуализация знаний.
-Что же такое сказка? ( 2 слайд)
-Какие бывают сказки? (авторские и народные)
- Какие жанры сказок вы знаете?
3. Создание проблемной ситуации
- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»). (3 слайд)
- Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
- А сейчас предлагаю вам поиграть в «Сказочный аукцион».
-Кому принадлежат  эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)
Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! (Царь)
Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! (Царевна-лягушка).
Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. (Василиса Премудрая)
Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! (старый старик)
Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. (медведь)
Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь. (селезень)
Не губи меня, Иван-царевич! Будет время- я тебе пригожусь. (заяц)
Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море! (щука)
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? (баба-яга)
Что объединяет всех этих героев? (они из одной сказки)
- Над какой сказкой продолжим работу вы уже догадались. ( 4 слайд)
Как же начинается эта сказка? (инсценирование сказки детьми)
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
- Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
(именно так передавались сказки из уст в уста)
4. Постановка учебной задачи
- Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
ВЫ УСТАЛИ, ОТДОХНЁМ, ФИЗМИНУТКУ ПРОВЕДЁМ!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
5. Работа по содержанию сказки.
- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. 
Подготовьте рассказ о том, как Иван-царевич снарядился за Василисой Премудрой.
Итог урока.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
- Назовите отличительные особенности русской народной сказки.
-Зачин.
-Троекратный повтор.
-Множество героев.
- Волшебные предметы и события.
-Концовка.
-Добро побеждает зло.
-Какова мораль сказки?
-Самое главное в этой сказке - это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.
Домашнее задание.
Раскраска к сказке «Царевна-лягушка» и подбор слов из текста.