Итоговая контрольная работа за год по литературе для 5 класса (по программе В.Я. Коровиной)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА ГОД
5 КЛАСС
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Знание текстов (5 баллов)
По представленному фрагменту определите художественное произведение и его автора (из какого произведения взят фрагмент?)
а) Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.
б) Видна ему из щёлки дорога - под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит - хвостиками подёргивают. Видит из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает.
в)  Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня... Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благословенной - богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
г) Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
д) Побежал-побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил – не удобно же адмиралу на мокрой доске сидеть,- сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу: на горизонте тучи, корабль трещит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»
Задание 2. Термины (5 баллов)
Ученик на зачете объяснял значение литературоведческого термина. Допустил ряд ошибок. Найдите ошибки и исправьте их
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, юмористического характера. В середине басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая претензия. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне воспеваются пороки людей. Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали упадок этого жанра в России.
Задание 3. Анализ лирического произведения (12 баллов)
3.1. Прочитайте стихотворение Николая Рубцова. Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам (8 баллов)
3.2. Предложите 2 вопроса (для анализа стихотворения Н. Рубцова) в дополнение к уже сформулированным в задании 3.1 (4 балла)
ДОРОЖНАЯ ЭЛЕГИЯ
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.
И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Все дальше, все глуше.
Лесная сорока
Одна мне подруга.
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Устало в пыли
Я влачусь, как острожник.
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник.
И страшно немного
Без света, без друга,
Дорога, дорога,
Разлука, разлука...
1970
Как вы поняли, о чем это стихотворение? Какова его тема?
Каково настроение лирического героя?
Перечитайте вторую строфу. От чего, от кого увела дорога лирического героя?
Как вы думаете, сколько значений у слова «дорога» в данном стихотворении? Сформулируйте эти значения.
В четвертой строфе найдите примеры средств художественной выразительности. Выпишите примеры, укажите названия средств выразительности. Попытайтесь объяснить, зачем поэт использовал эти средства выразительности.
Какие слова повторяются в стихотворении? Как вы думаете почему?
Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?
Задание 4. Работа с иллюстрациями (2 балла)
Герои каких литературных произведений представлены на иллюстрациях? Укажите имена этих героев, название произведения и его автора. Каждый ответ докажите (по каким деталям изображения вы установили персонажа?)
3484880606425
Задание 5. Проблемный вопрос (4 балла)
Некоторые исследователи считают, что «Бородино» М.Ю. Лермонтова – это баллада, другие – что это стихотворение, третьи – что это поэма. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ докажите
Задание 6. Анализ афоризмов (7 баллов)
6.1. Познакомьтесь с афоризмами. Какая тема объединяет все эти высказывания? (1 балл)
6.2. На какие группы (в зависимости от смысла) вы разделили бы данные высказывания? Распределите высказывания по группам, которые вы обозначили (4 балла)
6.3. Какое высказывание стоит поместить в качестве эпиграфа в учебнике литературы (укажите номер высказывания)? Объясните свой выбор (2 балла)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить (Вольтер)
Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела (Екклесиаст)
Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце (Теккерей)
Чтение – средство спрятаться от жизни (В. Невский)
Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь (Ренар)
Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял (Монтескье)
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание (В. Даль)
Задание 7. Творческое задание (7 баллов)
Один автор начала XIX века решил написать балладу. Он сочинил начало, но потом у автора пропало вдохновение. Продолжите его текст, развивая сюжет, намеченный первой строфой:
В эту пятницу утром
Неслись мы вперед,
Оставляя маяк вдалеке.
Видим: следом за нами
Русалка плывет
С круглым зеркальцем,
С гребнем в руке.
ОЦЕНИВАНИЕ
МАКСИМУМ: 42 БАЛЛА
42-37 – «5»
36-27 – «4»
26-18 – «3»
17 и менее – «2»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА ГОД
5 КЛАСС
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Знание текстов (5 баллов)
По представленному фрагменту определите художественное произведение и его автора (из какого произведения взят фрагмент?)
а) И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: «Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…
Дернулся Игорь во сне, ударился плечом о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!
б) Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. B школу съезжаются ребята со всей округи: тут и эвенки, тут и ненцы, и нганасаны. У них свои привычки. Бывало, достанет кто-нибудь из них на уроке трубку и без лишних рассуждений закуривает. Особенно грешат этим малыши — первоклассники. Они только что из тайги и никакой дисциплины не понимают. Станет учительница Ольга Фёдоровна толковать такому ученику насчёт вредности курева — он обижается; трубку отберут — ревёт. 
в) Оставшись один, он обошел всю тихую избу - горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пеший пришел через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. 
Всех их он знал: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому он пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал. 
г) - Отчего же стрясся тот мороз?
- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.
д) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Задание 2. Термины (5 баллов)
Ученик на зачете объяснял значение литературоведческого термина. Допустил ряд ошибок. Найдите ошибки и исправьте их
Рассказ — средний повествовательный жанр, небольшое драматическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: краткость повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ о многих ярко характеризующих героя событиях, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, иногда – присутствие лирического героя. Жанр рассказа в русской литературе представлен в творчестве И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, Н. Рубцова.
Задание 3. Анализ лирического произведения (12 баллов)
3.1. Прочитайте стихотворение Николая Рубцова. Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам (8 баллов)
3.2. Предложите 2 вопроса (для анализа стихотворения Н. Рубцова) в дополнение к уже сформулированным в задании 3.1 (4 балла)
ПАМЯТИ МАТЕРИ
 
Вот он и кончился, покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.
Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.
Там поле, небо и стога,
Хочу туда,— о, километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!
Но я смогу, но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле!..
Кто там стучит? Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных...
А может, мама?
Может, ночь —
Ночные ветры?
 
Как вы поняли, о чем это стихотворение? Какова его тема?
Каково настроение лирического героя? Как вы думаете, почему сейчас он вспомнил о могиле мамы?
Как звуки природы, упоминаемые в стихотворении, помогают раскрыть состояние лирического героя? Выпишите эти звуки.
Какие слова повторяются в стихотворении? Как вы думаете почему?
Какое значение в данном стихотворении имеет образ ветра?
Перечитайте 4-ую строфу. Как вы думаете, какое значение в этой строфе имеет слово «дорога»? о какой дороге (каких дорогах) идет речь?
Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается вопросительным знаком?
Задание 4. Работа с иллюстрациями (2 балла)
Герои каких литературных произведений представлены на иллюстрациях? Укажите имена этих героев, название произведения и его автора. Каждый ответ докажите (по каким деталям изображения вы установили персонажа?)
3617595-44196022860-269875

Задание 5. Проблемный вопрос (4 балла)
Некоторые исследователи считают, что «Муму» И.С. Тургенева – повесть, другие – что это рассказ. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ докажите
Задание 6. Анализ афоризмов (7 баллов)
6.1. Познакомьтесь с афоризмами. Какая тема объединяет все эти высказывания? (1 балл)
6.2. На какие группы (в зависимости от смысла) вы разделили бы данные высказывания? Распределите высказывания по группам, которые вы обозначили (4 балла)
6.3. Какое высказывание стоит поместить в качестве эпиграфа в учебнике литературы (укажите номер высказывания)? Объясните свой выбор (2 балла)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить (Вольтер)
Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела (Екклесиаст)
Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце (Теккерей)
Чтение – средство спрятаться от жизни (В. Невский)
Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь (Ренар)
Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял (Монтескье)
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание (В. Даль)
Задание 7. Творческое задание (7 баллов)
Один автор начала XIX века решил написать балладу. Он сочинил начало, но потом у автора пропало вдохновение. Продолжите его текст, развивая сюжет, намеченный первой строфой:
В эту пятницу утром
Неслись мы вперед,
Оставляя маяк вдалеке.
Видим: следом за нами
Русалка плывет
С круглым зеркальцем,
С гребнем в руке.
ОЦЕНИВАНИЕ
МАКСИМУМ: 42 БАЛЛА
42-37 – «5»
36-27 – «4»
26-18 – «3»
17 и менее – «2»