Работа с историческими источниками на уроках истории

Работа с историческими источниками на уроках истории.

Работа с историческими источниками позволяет применить полученные теоретические знания, глубже вникнуть в историческую ситуацию.
Работа с историческими источниками требует системного подхода, четкого соблюдения алгоритма действий, неукоснительного соблюдения всех условий. Только выполнение правил для работы обеспечивает ожидаемый результат.
В процессе работы с учащимися выработалась следующая последовательность работы с историческими документами на уроках истории.
Памятка для работы с историческими источниками.

1. Дайте характеристику историческому источнику:
А) автор
Б) время создания
В) жанр
Г) первичный или вторичный
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Например задание «Из манифеста - обращения Е.Пугачева к народу (1774):

«Божиею милостью, мы, Петр Ш, император и самодержавец Всероссийский, жалуем сим именным указом с монаршеским и отеческим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель , лесными сенокосными угодьями, и рыбными ловлями и соляными озерами без покупки и без оброку, и прочими всеми угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоицев – судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощениев.
Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников злодеев – дворян всякой может восчувствывать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет».
Вопросы и задания:
Кратко изложите идею манифеста.
Что означало принятие Е.Пугачевым титула императора? Как это явление называется и когда возникло в русской истории?
На основании манифеста определите: а) причины крестьянской войны; б) цели восставших; в) методы работы.
Проанализируйте характер обещаний Пугачева народу. Можно ли их было осуществить? Свой опыт обоснуйте.
Сравните отношение к дворянам Е.Пугачева и С.Разина. Чем можно объяснить обнаруженные различия?.
15