Работа с историческими источниками.


Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа.
Самостоятельная работа в СОВРЕМЕННОЙ школе – это один из основных видов деятельности учащихся, осуществляемый во всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне школьных занятий.
Одним из важных способов организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания является работа с источниками.
Исследование источников – основа исторических знаний. В такой работе важно все: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобной работе.
Работа по изучению документов всегда использовалась на уроках истории. Но раньше это была лишь работа с государственными актами, мемуарами, дневниками. В современных условиях, условиях формирования деятельностных компетентностей учащихся, работа с письменными источниками не потеряла своей актуальности. Она позволяет научиться анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте; видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом; понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию; соотносить содержание документа с реалиями современности; определять личностное отношение к идеям, содержащимся в нем. Вопросы НЕОБХОДИМО составляТЬ таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения.