Система работы с историческими источниками


Система работы с историческими источниками как метод активизации познавательной деятельности учащихся Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2 Понятие «исторического источника» и его видов «Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, после чего они выступают как свидетельства прошлого, т.е. как исторические источники» (Источники Российской истории. М., 1998) «Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества». Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на семь групп: 1. письменные;2. устные;3. вещественные;4. этнографические;5. лингвистические;6. кино - фотодокументы;7. фонодокументы» (Источники Российской истории. М., 1998, с. 35) Исторический документ и его виды. К историческим источникам относится всё созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. «Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы:1. актового характера;2. повествовательно- описательного характера; 3. документы художественной литературы» (Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. с.158) Принципы отбора документов: правильные отражения документом сущности происходящих событий, освещение документом всех сторон общественной жизни данного периода документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку. В чём же значение применения исторических документов? Исторические документы – непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлечённых из него сведений, определённой оценки.Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности.Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников. Трудоёмкость для учителя состоит: - в формировании дидактической базы;- в постоянном обновлении дидактической базы;- в большом объёме подготовительной работы к уроку.Трудоёмкость для ученика заключается:в проработке определённого объёма разноплановых исторических источников, входящих в ДМК;- в овладении навыками исследовательской работы;- в необычности работы с учебником (изменяется функция ученика). Результативность предполагает следующее: - овладение учащимися умениями и навыками работы с историческими документами;- сформированность навыков исследовательской работы;- создание собственной документальной базы для формирования ДМК;- выход на местную документальную базу;- формирование у учащихся активной жизненной позиции;- умение извлекать рациональное из потока информации, иметь своё мнение и уметь аргументированно отстаивать его. Методы работы с историческими документами. Практические методы работы с источниками весьма многообразны в зависимости от возраста школьников, их умственных возможностей, сложности изучаемых тем. Наиболее распространены три метода: последовательно - текстуальный; поэтапный; метод логических заданий. При изучении любого факта, события, необходимо придерживаться определённого алгоритма: 1. сущность факта, явления, события;2. причины его происхождения;3. взаимодействие с окружающей действительностью;4. значение для времени его происхождения и современности.Так можно рассматривать факты и события, встречающиеся в изучаемых источниках. Изучение фактов и событий завершается поиском возможностей их применения в условиях окружающей действительности. В этой работе успеха достигают те учащиеся, которые следуют определённому порядку действий: 1. подбор конкретного примера (факта, события, идеи, положения и т.п.) для анализа;2. отбор аналогов из изучаемого источника;3. нахождение развития этих аналогов в современных условиях;4. размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни общества.Этим завершается работа по соотнесению идей и положений источника с окружающей действительностью. Метод поэтапного изучения источников Метод поэтапного изучения источников включает три последовательно взаимосвязанных этапа работы: I. подготовительный этап; II. усвоение содержания источника; III. Выполнение обобщения и практических заданий». (Румянцев В.Я. Работа с историческим источником. // Преподавание истории в школе. 2003. №3. с. 39). Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, её можно продолжить выполнением практических и познавательных заданий. Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов, надо стремиться, чтобы деятельность учащихся была направлены на: Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов, надо стремиться, чтобы деятельность учащихся была направлены на: 1) распознавание терминов и понятий или перевод содержания исторического текста на современный язык и объяснение значения устаревших слов; 2) описание с опорой на исследуемый источник исторического или общественного явления с помощью собственных или имеющихся в тексте аргументов, конкретных примеров; 3) характеристика изучаемого объекта с выявлением существенных признаков, связей и взаимозависимостей, представленных в тексте; 4) установление связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся положениями; 5) определение историчности содержания письменного источника, обусловленности его появления и актуальности; 6) выделение имеющихся в тексте оценочных суждений, отражающих позицию автора текста, а также ошибочных суждений и неточностей; 7) сравнение нескольких исторических, общественных явлений, представленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников; 8) сопоставление различных точек зрения, выдвижение собственных аргументов и контраргументов по отношению к иным взглядам; 9) подведение итогов через выводы по изученному тексту; 10) преобразование текстовой информации в условно-графическую - схемы, таблицы, символы. Памятка для решения познавательных задач Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. Соотнесите вопросы или предписания, поставленные в задаче с её условием (текстом источника): а) определите, что дает условие для решения задачи; б) попытайтесь установить, какие знания потребуются для ее решения; в) попробуйте определить методы и средства решения задачи. Наметьте правильный ответ и приведите аргументы в его доказательство. Проведите самопроверку для того, чтобы убедиться в правильности результата:   а) соответствует ли ответ существу вопроса к задаче;   б) если к тексту источника поставлено несколько вопросов, то проверьте, на всё ли вы ответили;   в) нет ли противоречий в вашей аргументации;   г) не имеются ли в тексте данные, противоречащие вашему решению;   д) готовы ли вы чётко и убедительно изложить выводы и привести доказательства, объяснить, каким путём получен ответ. Типология вопросов и заданий к нему Вид документа Можно предложить следующие вопросы к документу в зависимости от его вида: 1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п. 2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д. Покажите на карте государства, составившие этот документ.Охарактеризуйте исторические условия его создания.Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил. 3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?К чему призывает и что осуждает автор документа?Интересы какого слоя населения он выражает?Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?Дайте историческую оценку документу 4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения Какие исторические факты излагаются в документе?Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить?Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям 5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? Причастность к описываемым событиям?Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? 6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость? Выводы Работа с источниками и технология решения познавательных задач позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество обучения и не только и не столько внешнее, выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам в целом. Таким образом, управление качеством исторического образования возможно и полезно, но при этом ученик должен рассматриваться не как пассивный объект управленческой деятельности, а выступать в качестве равноправного партнёра преподавателя по совместной творческой деятельности. Спасибо за внимание!