Доклад Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность


Слайд 1
Нашему обществу нужны современно образованные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения.
Проблема контрольно-оценочной деятельности находится в поле зрения педагогической науки, но при традиционном обучении практически не решается, так как контроль и оценка в массовой школе относятся исключительно к компетенции педагога.
Учебная деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается мотивирующей основы. Такая деятельность порождает неверие ученика в свои собственные силы; держит его в постоянной тревожности в процессе учения; вызывает недоверие к объективности педагога. Учащимися движут внешние, а не внутренние мотивы учения (меньшая часть учащихся учится на основе познавательных потребностей, например «учусь, чтобы больше знать, потому что интересно» – это внутренний мотив учения; большая часть учится для того, чтобы учитель не поставил двойку или не ругали родители – это внешние мотивы учения).
В сфере образования является актуальной задача изменения условий контрольно-оценочной деятельности.
Слайд 2
Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки. Входя в состав универсальных учебных действий, контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования.
Слайд 3
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления: контрольно-оценочная деятельность учителя; самоконтроль и самооценка; взаимоконтроль и взаимооценка.
В условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными партнерами учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Контрольно-оценочная деятельность подразумевает контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, их учёт, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся и т.д.
Учитель постепенно передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.
Если ученик понимает, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию
В процессе учебной деятельности ученик должен научиться наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
В процессе контроля за знаниями и умениями учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль. Дети самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованиями учителя. Если материал усвоен неправильно, ребята сами стараются себя поправить.
Слайд 4
На разных этапах образования последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся.
В младшем школьном возрасте контрольно-оценочные действия осуществляются в простых формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. В среднем школьном возрасте происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. В старшем школьном возрасте особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования.
Слайд 5
Одним из требований, обеспечивающих создание условий для полноценного контроля и оценки учащимися своих результатов, является использование таких способов, средств и форм организации контрольно-оценочной деятельности как: проверочные работы (стартовые, тематические, итоговые); оценочные листы; «карта знаний»; использование таких форм организации учебной деятельности как урок-презентация, урок-консультация, урок-мастерская.
Слайд 6
Для формирования контрольно-оценочной деятельности у учащихся могут быть использованы следующие приёмы, которые вы видите на слайде.
Слайд 7
Условия успешности включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность:- готовность педагогов и учащихся к развитию контрольно-оценочной самостоятельности;
- поэтапность реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;
- соблюдение условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.
Слайд 8
Таким образом, в настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».