Открытый урок музыки 5 класс Первое путешествие в музыкальный театр


Открытый урок по предмету музыка.
Класс: 5 класс
Предмет: музыка.
Теме урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".
закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;
проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;
Развивающая:
развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
развивать самостоятельное творческое мышление;
формировать художественно – эстетический вкус;
активизировать фантазию и воображение.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
развивать интерес к вокальному искусству.
пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, раздаточный материал для работы в группах, таблицы для характеристики главных героев оперы.
Методы обучения:
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Распевание. Вокальная работа Музыкальное приветствие
Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
2 упр. «Обними плечи»
3 упр. « Подули на свечку»
Скороговорка – двое не один, в обиду не дадим.
«Эхо»:

Исполнение песни «Дружба».
Вы замечательно пропели песню, весело и с огоньком и я думаю, что и весь наш урок пройдет в таком же активном темпе, весело и дружно.
2. Этап актуализации знаний .
-Кто из вас бывал в театре?
- Какие видели спектакли?
Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль.
Сегодняшний наш спектакль связан с вокальными жанрами, давайте разгадаем кроссворд и узнаем,на какой спектакль мы сегодня отправимся.
(Разгадываем кроссворд)Слайд
Итак, мы отправляемся в оперу.
Определение темы урока.
Кто же мне скажет,что такое опера?
(Ответы детей Опера-это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец. )
Мы уже выяснили, что опера очень тесно связана с вокальными жанрами. Давайте с вами вспомним, какие вокальные жанры вы знаете. Отвечайте на мои вопросы «да» и «нет».
(Игра «Данетка»).
Вокализ – да
Соната – нет
Романс – да
Этюд – нет
Ноктюрн – нет
Серенада – да
Баркарола – да
Танец – нет
Песня – да
Прелюдия - нет
У вас на партах лежит кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, о каком спектакле пойдет речь. (Решают кроссворд)
Кроссворд
1           2               3               4              
5           1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.
2.Высокий женский голос.
3.Главная мысль музыкального произведения.
4.Большой коллектив музыкантов.
5.Высокий мужской голос.
(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор.По вертикали - слово «Садко»).
Ответы учащихся. Самостоятельно определяют название оперы, проверяют свой кроссворд, оценивание работы группы.
3. Этап Усвоения новых знаний.
– Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Это вокальная и инструментальная музыка, это поэзия, литература, это драматическое искусство и живопись.
- Помогите мне назвать участников оперного спектакля.
Артисты, композитор, дирижер и т.д.
Беседа о декорациях и костюмах в спектакле.
- главная роль в создании оперы принадлежит композитору, на нашем уроке мы познакомимся с оперой великого сказочника. Кто же он этот великий сказочник? Пусть это пока останется для вас тайной. А пока я вас всех приглашаю в театр.
- Итак… гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
Видеофрагмент увертюры «Океан море синее…»
- С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом…
Выступление детей.
(Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» - открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)
- В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.
Что такое ария и какую роль она играет в опере расскажет нам…
Выступление детей.
(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. )
- Какую роль играет в опере хор?.....
Выступление детей.
(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива и понятна.Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные сегодня с вами и познакомимся. Это опера-былина «Садко». Я просила вас прочитать дома былину о Садко.
- Чем прославился этот Новгородский музыкант?
- На каком инструменте он играл?
-Молодцы, вы знаете былину, а теперь вернемся к нашему таинственному незнакомцу, именно он увековечил Садко в своей опере.
- Написал 15 опер, 8 из них на сказочный сюжет.
- Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась.
Русский композитор Н.А.Римский –Корсаков
Выступление детей
Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус исовершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.
4 этап. Работа в группах
1.

2.
3.
Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».
Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера.
- как вы думаете, легко ли было композитору сочинить оперу?
 - Давайте попробуем себя в роли композитора.
- Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко», ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и «придумать» музыку к предложенному отрывку.
Все, что вам может понадобиться находится у вас на столах. Если возникнут трудности, обратитесь к справочным листам. Я думаю, у вас все получится!
Проверка работы групп(5 - 6 мин.)
1 группа. 
Увертюра
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. 
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
Слушание «Океан – море синее»
2 группа. Слайд 17.
4 картина.
Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.
САДКО и дружина.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота - океан-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские.
Народ.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота - океан-море.
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
3 группа. Слайд 18.
Картина 7
Зеленый лужок и край Ильмень-озера. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит Волхова - царевна морская. Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». Она должна исчезнуть, покинуть человеческий образ. Ей суждено превратиться в реку Волхов, и в образе реки она будет рядом с Садко навсегда. «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.
-Какие средства музыкальной выразительности вы выбрали? (зачитывают)
-Давайте, послушаем какую музыку сочинил Н.А.Римский –Корсаков?
Оценивание самостоятельной работы учащихся.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Разбор самостоятельной работы и слушание отрывков из оперы.
Слайд 3, слайд 4, слайд 5.
- На какие слова в тексте вы обратили внимание при выборе средств музыкальной выразительности?
- Как вы считаете, легко ли быть композитором?
Оценивание самостоятельной работы учащихся.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, я в вас не сомневалась.
- а как называется перерыв в опере? (Антракт.)
5 Этап. Физкультминутка.
6. Этап закрепления знаний
Индивидуальная работа учащихся
- Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.

Пригласительный билет (1 вариант)
Опера большой коллектив певцов
Дирижёр высокий мужской голос
Бельканто музыкальный спектакль
Хор руководитель оркестра
Тенор прекрасное пение
Пригласительный билет 2 вариант
Антракт краткое изложение сюжета
Оркестр высокий женский голос
Увертюра перерыв между действиями в спектакле
Либретто большой коллектив музыкантов
Сопрано оркестровое вступление к опере
-Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу?(Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).
Работа по самостоятельному оцениванию ответов. Объявление результатов.
- Каково ваше мнение об уроке?
- Что вы узнали нового?
- в чем испытывали трудности?
- Ребята, вам понравился спектакль?
Д/З: Нарисовать афишу к опере «Садко»

Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А артистам, в благодарность,
Дарим мы… аплодисменты!
Подарим друг другу аплодисменты!
Урок окончен, до свидания.