Лекция по экономике. экономика в образовании для менеджеров, (старшие классы или переподготовка кадров )


ФОРМИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИКрасноярск 2014 г.ФГАОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. Введение в экономику образования.Производство образовательных услуг: оценка их эффективности Основная литература1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. и др. экономико-финансовые основы управления современной школой: учеб. пособие. м.: изд-во аПкиППро, 2009. 88 с.2. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. и др. экономика школы: модели финансирования, автономия, развитие сети. м., 2008. 192 с.3. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Клячко Т.Л. и др. образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда: учеб.-метод. комплект материалов для подготовки тьютеров. м.: аПкиППро, 2007. 92 с.4. Беляков С.А. новые лекции по экономике образования. м.: макс-Пресс, 2007.5. Вифлеемский А.Б. экономика образования: учеб. пособие: в 2 кн.м., 2003. 224 с.6. Захарчук Л.А. экономика образовательного учреждения: учеб. пособие. м.: издательствово «форум», 2007. 104 с. (Профессиональное образование).Дополнительная литературана русском языке:1. Агранович М.Л., Полетаев А.В., Фатеева А.В. российское образованиев контексте международных показателей. м.: аспект Пресс, 2005. 86 с.2. Багдасарьян Н.Г. ценность образования в модернизирующемся обществе. Педагогика. 2008. № 5. С. 3–9;3. Гидденс Энтони. Социология. Сравнение систем школьного образования в промышленно развитых странах, 2008. на английском языке (с 2008 по 2011 гг.):1. Brewer Dominic J., Patrick J. McEwan (ed.). Economics of Education.Amsterdam: Elsevier, 2009.2. Brunello Giorgio, Margherita Fort, Guglielmo Weber. Changes in Compulsory Schooling, Education and the Distribution of Wages in Europe // The Economic Journal. 2009. Vol. 119. Issue 536. P. 516–539.3. Hanushek Eric A. and Ludger Wößmann. How Much Do Educational Outcomes Matter in OECD Countries? // Economic Policy. 2011. No 26 (67). P. 427–491. ОБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАНИИинструментарий исследователя имеет национальную специфику,деятельность направлена на члена общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтовОСОБЕННОСТЬ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАНИИсфера (система) образования как часть экономики страны, народного хозяйства, включающая образовательные учреждения и систему управления, в нашем случае- образовательные учреждениядошкольного и среднего общего образования Экономика образования -этоэкономические отношения экономических агентов по поводу распределения, использования, обменаограниченных ресурсов для достижения наилучшего результатаПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАНИИ :1. Распределение ограниченных ресурсов между альтернативными способами их применения для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов.2. Обмен одних объектов (ресурсов, результатов) на другие, в котором происходит их соизмерение. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯN единицыВид благДополнительные занятия по английскому  зыкуУглубленное изучение математикиЗанятияволейболом... I151210... II10118... III8106... IV773... V561..................таблица полезности образовательных услугмодель кругооборотаГрафик спроса ОУ Экономические законы в экономике образованиязакон возрастающих альтернативных издержекзаконы спроса и предложениязакон убывающей предельной полезностизакон убывающей предельной производительности Специфика товара «образовательные услуги» :они невещественныони неотделимы от своего источника (производителя)они производятся и потребляются одновременнопотребитель участвует сам в производстве услугиих стоимость постоянно изменяетсяпотребитель повышает стоимость товара «рабочая сила» на рынке труда Особенности спроса и предложения в образованииСпрос на услуги всегда индивидуален,  практически невзаимозаменяемПотребление услуг не имеет ограничений Высокая общественная значимость Цена рассматривается покупателем как символ качестваДве функции для потребителя – это и потребительское благо, и инвестиции в человеческий капитал Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги Образование получается только один раз, сменить учреждение достаточно сложно и требует больших издержек наличие одновременно платных и бесплатных услуг по схожим программам, выбрать сложно самостоятельно Часть понесенных затрат финансируется за счет бюджетных средств, часть – за счет платных образовательных услугЧто подразумевается под «выпуском» – качественные или количественные показатели Ресурсы в экономике образованияТРУДЗЕМЛЯКАПИТАЛПредпринимательские способностиЭкономические выгоды образованиячастныеобщественныерыночныенерыночныеГосударство субсидирует производствообразовательных услуг Подходы к оценке эффективности образования1. Модель Д. Кирпатрика (четырехуровневая)2.Методология расчета возврата инвестиций на обучение Д. Филипса3. Модель оценки Б. Блума4. Целевой подход Тайлера5. Прикладная теория Поля Скривенса6. Модель Стафлебима CIPP7. Cхема CIRO или модель Берда8. Методика бипараметрической оценки  МакГи 1. Экономическая эффективность обучения (связь между ресурсами и деятельностью)Эп =(Со – Ct) / Cе,где Со – стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции) до обучения, ден. ед.; Сt – cтоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.; Cе – стоимость программы обучения, ден. ед.Если Эn – меньше единицы, то обучение неэффективно.2. Показатель доходности (соотношение чистого дохода к затратам):Дn = (Со – Ct – Се) / Cе *100%Если Дn больше нуля, то затраты на обучение возвращаются в видедополнительного эффекта. Подходы Сухарева О.С. к оценке эффективности системы образования:1. Подход инвестиционный (чистая дисконтированная стоимость обучения и срок окупаемости)2. Подход качественный3. Подход экстернальный 1. Подход инвестиционный (чистая дисконтированная стоимость обучения и срок окупаемости)1) Оценка эффективности в человеческий капитал-(коэффициент общей рентабельности инвестирования в человеческий капитал):Kropt=Zmax\Dmax(максимальные затраты на инвестирование в чел.капитал/максимальный полученный доход)2) Срок окупаемости (определяться исходя из равенства дисконтированных капитальных затрат в системе образования величине экономических результатов, достигаемых к искомому году) (инвестиции/стоимость поступлений от реализации услуг) Предполагает количественную оценку качественных изменений в системе. Например, изменение доли заработной платы работников, снижение трудоемкости на единицу продукции и выпуска и общий рост производительности труда. Также система обучения персонала может оцениваться такими качественными показателями, как приращение знаний, качество обучения, информационная емкость выполняемой работы и качество продукции.3. Подход экстернальный2. Подход качественныйЗаключается в оценке дополнительных положительных эффектов, которые обеспечивает система образования и обучения кадров; отношение совокупного положительного экстернального эффекта к общим затратам на поддержание ее функционирования в течение срока обучения (пять лет для вуза, одиннадцать – для школы, три-четыре года – для техникума, два-три года для профессионального училища) Большинство инвестиций в образование носит долгосрочный характер, поэтому при принятии решений в долгосрочном периоде необходимо учитывать фактор времени. Если индивид, делающий сегодня инвестиции в размере К, рассчитывает получить через t лет доход в размере Rt, то сегодняшняя ценность будущего (ожидаемого) дохода составит величина: PV =R/ (1+i) в степени t ; где PV – сегодняшняя ценность дохода Rt, ожидаемого через t лет, i – сложившаяся на рынке заемных средств банковская ставка процента. Индивид может принять альтернативное решение – открыть банковский депозит на сумму К. Тогда его доход через t лет составит величину Rt = K(1 + i) (в степени) t. Отсюда, К =Rt/ (1+i) (в степени) tВеличину 1/(1+ i) (в степени)t - называют коэффициентом дисконтирования для t-го года, дробь Rt/ (1+i) (в степени) t дисконтированной или приведенной стоимостью.Если через 1, 2, … Т лет ожидается получение дохода соответственно R1, R2, ..., R1, R2, … Rt, то сегодняшнюю ценность такого потока дохода можно определить по формуле PV = Ʃ Rt/ (1+i) (в степени) t Повышение эффективности образования2 вида критериев эффективностиРезультативность ( результаты учащегося должны в максимальной степени соответствовать его возможным)Затраты времени как интегральный показатель эффективности любого трудаЧтобы измерить эффективность сферы образования:1. количество учеников, воспитанников 2. общий объем финансирования3. конечный результат, с помощью которого измеряется качество образовательного процесса Для определения эффективности деятельности сферы школьного образования необходимо вычислить три показателя:1. Показатель экономической эффективности, который определяется как частное от деления показателя бюджетной услуги на стоимость предоставляемой услуги. В образовательном учреждении это деление количества учащихся на затраты на их обучение.2. Показатель результативности, или качества образовательного процесса, который рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на общее количество учеников.3. Показатель эффективности бюджетных расходов рассчитываетсяпутем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «от-лично», на затраты на обучение. Модернизация образования как следствие целей повышения его эффективностиИсточник: Проект доклада экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» в рамках предложений по актуальным вопросам социально-экономическойстратегии России до 2020 года«Реставрационный сценарий»«Стабилизационный сценарий»«Модернизационный сценарий»«Инновационный сценарий» Задание для самостоятельной работы:Сформировать свод-анализ (преимущества и недостатки, угрозы и возможности ОУ; Изучить проект доклада экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» в рамках сценариев модернизации образования (1 любая стратегия из 4-х, сформировать доклад и презентовать\на выбор)Решить задачу:определите, какой вариант обучения предпочтительнее, если банковский процент составляет 12% годовых, учащийся выбирает из двух вариантов обучения, в каждый из которых необходимо единоразово вложить 20 тысяч рублей, а оценка чистой денежной выгоды от обучения приведена в таблице: ГодВариант 1Вариант 219000 р8000 р216 000 р11 000 р3-6000 р