Статья Организация внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Информатика и ИКТ


Организация внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОУДП.07 «Информатика и ИКТ» в БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум»
Пестовская Наталья Вячеславовна,
преподаватель информатики и физики
БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум»
В настоящее время актуальными являются требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация процесса обучения на саморазвивающуюся личность делает его невозможным без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.
Для осуществления внеаудиторной самостоятельной работы в техникуме разработано положение «Организация самостоятельной работы обучающихся в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Вологодской области «Великоустюгский политехнический техникум».
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 года №464), Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образов, методическими рекомендациями «Организация самостоятельной работы обучающихся в профессиональных образовательных организациях», Уставом БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум», утверждённым приказом Департамента образования Вологодской области № 2843 от 09.12.2014 года, иными локальными актами организации и определяет содержание и порядок организации самостоятельной работы обучающихся БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум»
В положении сказано:
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Необходимость организации с обучающимися разнообразной самостоятельной деятельности позволяет разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
В основе самостоятельной работы обучающихся лежат принципы: самостоятельности, направленности на развитие творческой активности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:
1) познавательный, который заключается в усвоении обучающимися необходимой суммы знаний по избранной профессии/специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;
2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;
3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими профессией/специальностью, но и с общим уровнем развития личности.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Остановлюсь более подробно на организации внеаудиторной самостоятельной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум».
В соответствии с учебным планом дисциплина «Информатика и ИКТ» изучается на 1 курсе по всем профессиям. На изучение отводится 120 часов аудиторной работы и 60 часов внеаудиторной самостоятельной работы.
Сложность при организации внеаудиторной самостоятельной работы заключается, по моему мнению, в следующем: дисциплина «Информатика и ИКТ» является практико ориентированной, поэтому, естественно, приоритет оказывается на стороне практических умений и навыков обучающихся. Но организовать внеаудиторную самостоятельную работу с практическим уклоном не всегда удаётся, так как не у всех обучающихся имеются компьютеры или нет соответствующего программного обеспечения.
Поэтому на самостоятельную внеаудиторную работу выносятся устные вопросы, которые не требуют наличия у обучающихся компьютерной техники и специального программного обеспечения. После самостоятельного изучения этих вопросов обучающимся предлагается написать реферат. По каждой теме дисциплины предлагается несколько тем рефератов для свободного выбора обучающихся.
Считаю, что работа над рефератом носит творческий характер, а также разработанные рефераты могут стать частью индивидуальных творческих и исследовательских проектов студентов.
Составной частью УМК по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» являются методические указания «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОУДП.07 «Информатика и ИКТ», которые включают в себя пояснительную записку, определение реферата, пример оформления самостоятельной работы, приложение 1 «Примерные темы рефератов», приложение 2 «Список литературы», приложение 3 «Интернет-ресурсы».
В пояснительной записке определяется целевая аудитория, цель и задачи методических указаний, определяются общие компетенции и практические навыки, которые формируются при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
В разделе «Определение реферата» оговаривается структура и содержание реферата, а также критерии оценки реферата.
Следующие разделы - пример оформления самостоятельной работы и приложение 1 «Примерные темы рефератов»– привожу подробно:
Тема: «Выполнение реферата»
Цель реферата: привить студентам навыки самостоятельного исследования той или иной проблемы.
1. Исходные требования
Выбор темы реферата определяется студентами самостоятельно в соответствии с "Перечнем тем рефератов" (Приложение 1) и утверждается преподавателем учебной дисциплины.
"Перечень тем рефератов" периодически обновляется и дополняется.
Студенты вправе самостоятельно выбрать любую тему реферата, выходящую за рамки "Перечня...", которая, на их взгляд, представляет интерес для исследования, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.
2.Структура реферата
По структуре реферат подразделяется на:
Титульный лист;
Введение;
Оглавление с указанием соответствующих страниц;
Разделы и подразделы;
Заключение;
Библиография;
Приложения.
Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (1-2 страницы).
В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2 - 4 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема реферата. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кончается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 18-20 страницах.
Третья часть работы - заключение, содержит краткие выводы, которые излагаются на 1-2 страницах. В заключении студент также может изложить собственные впечатления и мнения, указать те проблемные вопросы, которые остались невыясненными и заслуживают дополнительного исследования.
Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии. В качестве приложений в реферате можно привести образцы используемых в практике документов.
3. Этапы работы над рефератом
Выполнение реферата целесообразно разделить на 6 следующих этапов:
выбор темы;
подбор и изучение литературы;
составление плана работы;
собрание и обработка фактического и статистического материала;
написание реферата; защита реферата.
Тему реферата следует выбирать из тех разделов учебной дисциплины, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах изучаемой дисциплины, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей его научной проблеме и написать реферат творчески, высказав свое мнение по существу.
После выбора темы необходимо составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня рекомендованной литературы, При составлении библиографического указателя рекомендуется пользоваться источниками библиотеки учебного заведения: библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента - из огромной массы российской и зарубежной литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме реферата.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы реферата, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п.
После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план реферата, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан со структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.
Для написания реферата нужны не только литературные источники, но и статистические, нормативные материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях.
4.Требования к оформлению реферата
Объем реферата не ограничивается, однако в среднем должен составлять 20-25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.
Оформление реферата необходимо выполнить в соответствии с документом «Оформление письменных работ: Методические указания», электронный адрес: http://www.uupi.ru/
5.Порядок подготовки и защиты реферата
После утверждения темы реферата преподавателем студенты приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена до начала зачетной недели с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.
До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя "К защите допущен", его подпись и дата.
Рефераты, темы которых не менее, чем за одну неделю до защиты не утверждены преподавателем, к защите не допускаются. В этом случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению.
Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.
По результатам защиты реферата выставляется оценка за выполненный реферат, которая учитывается при приеме экзамена.
Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.
Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.
Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.
Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.
Приложение 1
Примерные темы рефератов:
История развития информатики как науки
История появления информационных технологий
Основные этапы информатизации общества
Создание, переработка и хранение информации в технике
Особенности функционирования первых ЭВМ
Информационный язык как средство представления информации
Основные способы представления информации и команд в компьютере
Разновидности компьютерных вирусов и методы защиты от них. Основные антивирусные программы.
Жизненный цикл информационных технологий.
Основные подходы к процессу программирования: объектный, структурный и модульный.
Современные мультимедийные технологии.
Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем.
Современные технологии и их возможности.
Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов.
Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи.
Основные принципы функционирования сети Интернет.
Разновидности поисковых систем в Интернете.
Программы, разработанные для работы с электронной почтой.
Беспроводной Интернет: особенности его функционирования.
Система защиты информации в Интернете.
Современные программы переводчики.
Особенности работы с графическими компьютерными программами: PhotoShop и CorelDraw.
Электронные денежные системы.
Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.
Правонарушения в области информационных технологий.
Этические нормы поведения в информационной сети.
Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.
Принтеры и особенности их функционирования.
Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.
Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.
Информационные технологии в системе современного образования.
Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике.
Язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, ее особенности и преимущества.
Принципы представления данных и команд в компьютере.
Принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ.
Операционные системы семейства UNIX.
Построение и использование компьютерных моделей.
Телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа, их назначение и возможности.
Мультимедиа технологии.
Информатика в жизни общества.
Информация в общении людей.
Подходы к оценке количества информации.
История развития ЭВМ.
Современное состояние электронно-вычислительной техники.
Классы современных ЭВМ.
Вредное воздействие компьютера. Способы защиты.
Суперкомпьютеры и их применение.
Ноутбук – устройство для профессиональной деятельности.
Карманные персональные компьютеры.
Основные типы принтеров.
Сканеры и программное обеспечение распознавания символов.
Сеть Интернет и киберпреступность.
Криптография.
Компьютерная графика на ПЭВМ.
WWW. История создания и современность.
Проблемы создания искусственного интеллекта.
Использование Интернет в маркетинге.
Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги.
Системы электронных платежей, цифровые деньги.
Компьютерная грамотность и информационная культура.
Устройства ввода информации
Основные этапы развития ЭВМ. Особенности ЭВМ 5-го поколения.
Архитектура современных процессоров 5-го и 6-го поколений для персональных ЭВМ.
Современные направления развития внутренней памяти ЭВМ.
Оптические ЭВМ.
Нейрокомпьютеры и нейронные сети
Цифровизация и интеллектуализация телефонной связи.
Системы мобильной связи.
Современные направления развития систем спутниковой связи (проекты «Иридиум», «Глобалстар», «Сигнал», «Гонец» и др.)
Системы передачи неподвижных (телекс, факсимильная связь и др.) и подвижных оптических изображений (телевидение, видеотелефон). 
Современные технологии компьютерных коммуникаций:
Современные методы и средства передачи данных по телефонной сети с использованием модемов.
Алгоритмы сжатия (компрессии) данных. 
Основные принципы построения и использования локальных вычислительных сетей.
Беспроводные локальные вычислительные сети: проблемы и достижения. 
Современный уровень развития волоконно-оптических линий связи.
Электронная почта, электронные доски объявлений (BBS), телеконференции USENET и Inter Relay Chat (IRC), Internet-телефония
Удалённый доступ к базам данных (FTP,WWW и Gopher-серверы).
Современные направления развития устройств ручного ввода текстовой информации.
Средства автоматического чтения текстовой информации.
Координатные манипуляторы.
Полуавтоматические устройства ввода графической информации (графические планшеты).
Автоматические устройства ввода графической информации (сканеры).
Проблемы и достижения ввода и распознавания речи.
Ввод музыки и звуковой информации.
Ввод движущихся изображений (видеосигналов).
Особые способы ввода информации (тактильный ввод, ввод информации от биотоков мозга и др.).
Вывод синтезированной речи.
Методы и средства вывода звука и музыки.
Современные технологии вывода информации на экран дисплея. Мониторы.
Современные технологии вывода информации на экран дисплея. Видеоадаптеры.
Отображение видеоинформации с помощью средств коллективного пользования.
Вывод графической информации с помощью графопостроителей.
Сравнительный анализ черно-белых печатающих устройств.
Современные технологии и средства цветной печати.
Способы хранения музыкальной информации. Форматы звуковых файлов.
Способы хранения графической информации. Графические форматы. 
Способы хранения движущихся изображений (видеоинформации).
Современные средства хранения информации на магнитной ленте
Современные средства хранения информации на гибких магнитных дисках (FDD, накопители, использующие эффект Бернулли, LS, ZIP, HiFD и др.).
Современные средства хранения информации на сменных жестких магнитных дисках (Jaz, Orb, SyQuest и др.).
Современные средства хранения информации на жестких магнитных дисках.
Оптические средства хранения информации (CD-ROM, CD-WORM, CD-R, PD/CD-ROM, CD-RW и др.).
Магнитооптические средства хранения информации (CCW, LIMDOW и др.).
Дисководы DVD.
Твердотельные накопители на основе микросхем памяти.
Перспективные направления развития средств хранения информации (оптический винчестер, голографическая память, оптическая лента, технологии на базе методов ближнего зондирования: AFM, STM и т.п.). Заключение
В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и объем времени, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки и других условий.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.
При выполнении самостоятельной работы обучающемуся необходимо:
планировать свою учебную деятельность в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по данной учебной дисциплине.
осуществлять самостоятельную работу в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по учебной дисциплине.
выполнять работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе обучающихся.
Выполняя самостоятельную работу обучающийся может:
предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по ее результатам;
предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и ресурсы Интернет сверх предложенного преподавателем перечня;
использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.