Урок «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и биологии по теме «Моховидные»


Технологическая карта интегрированного урока биологии и информатики в 7 классе по теме «Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. Значение мхов» (1ч.)
Тема Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. Значение мхов.
Цели Цель
Дидактическая: создание условий для формирования понятий о характерных особенностях высших споровых растений на примере мхов; чертах усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.
Образовательные: определять черты приспособленности мохообразных к среде обитания; устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни мохообразных при работе с различными источниками информации, изучить их роль в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать у учащихся посредством приёмов и методов ТРКМЧП логического мышления, навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умений выделять главное, сравнивать и делать выводы и обобщения.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и самоконтроля, умения работать в команде.
Формировать УУД:
личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение, находить способы решения.
коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других людей.
познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Основные понятия Высшие растения, кукушкин лён, сфагнум, среда обитания, размножение, спорофит, гаметофит.
Межпредметные связи биология, информатика.

Ход урока
Этапы урока Учитель Учащиеся Формирование УУД
Актуализация знаний. Постановка и формулирование учебной проблемы.
I.Актуализация темы.
(Вызов.)
II. Изучение нового материала.
(Осмысление.)
1.На имя учащихся нашего класса поступило письмо от барона Мюнхгаузена, известного выдумщика и фантазёра. Вот это письмо.
«Расскажу вам про одну интересную историю внедрения какого-то растения в официальную медицинскую промышленность. На рубеже 19-20 веков это растение упаковывалось и рассылалось по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. Растение это добывали на болотах. Ребята, расскажите об этом растении? ».
2. Мозговая атака. Используя прием «Тонкие и толстые вопросы», определить о каком растении идёт речь, на основании каких свойств этого растения можно применять его как перевязочный материал.
«Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?); «Толстые» вопросы – проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).
Гипотеза: скорее всего это мох.
Занесем уже имеющиеся знания о мхах в первый столбец таблицы, а что хотели бы узнать во второй.
Знаю Узнал Хочу узнать
Почему мох использовали как перевязочный материал?
Обсуждение таблицы и краткие выводы.
Заполнение таблицы ЗХУ графы «Узнал»
Чтобы ответить на этот проблемный вопрос необходимо изучить литературу. Используя стратегию «Таблица – синтез » изучите информацию о строении мхов (Биология . Электронный учебник. Моховидные  http://ebio.ru, files.shool-collection.ru, БЭН Биология 6-9, «Кирилл и Мефодий».
Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)
Записывают тему урока.
В ходе беседы формулируется проблемный вопрос – что за растение использовалось в качестве перевязочного материала и какими свойствами он должен был обладать.
Учащиеся читают текст, одновременно заполняя таблицу, для развития рефлексивного восприятия информации. Данный прием побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом
Учащиеся комментируют и обсуждают таблицу.
- Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
3. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Поиск решения. Групповая работа с Интернет ресурсом ref.by› HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp3%2Csource%2Cweb%2Curl%2Cp0&text=%D0%A6%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%BC&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7w9ELk3kAN9eWspSXlJBXO0pQ1v8dYMsKxgKyVcIrwZPJzXJMo94-VQy8BFg8vL9_frzziagsjmZDk012TDYms7OfKL0ZPD6OmZ8219thIUoiHOn5H7oktPC_wAyuOdbNzilZvC9RN2yJZR8Sl1Of-NMeUMAQ8hGvJLjgd4k-PIQGlVlWJ-hAEelqPAHNsURo5DdyalLJzGuurWlwpEDtdMpb-j5ul_Ouecm2HCAtgchw&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaVVsdVhGZjFoSVZQYjNVV0JaUXk1WG1Vc0ZLTU1IZXNNbWxMLWpkTHFvdU1uM3NOdXF4T3ZXR2xRQ3VzT3d0RHpubkgwOFdOREczOE5SOWNxdmRUZWVMdnhTTlF6Yi1HRkZnUV95cEQxNmw&b64e=2&sign=fc709d03335120c532b67105e2944750&keyno=0&l10n=ru&mc=4.1362434129830605" \t "_blank" refs/10/485/1.html tarefer.ru› HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp7%2Csource%2Cweb%2Curl%2Cp0&text=%D0%A6%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%BC&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7wuW4NtZ-NwkX8sBHxJldSQ4sJODdGGr4Xe8Bh-W228G_W8PfoO7AUm7Bq67US5oE0PTj4-rjrVOo6e2YIHRlTbb1fSxGUeOVtrID_PI5azvijMGXWGTYIB4Fr296ODoViU-lXHMXwljOLRKThb2MvczYTk4NC64HFJCKAqSSE66fUefb2jsH-rKhkOkIE68c3ONY95YrTnkcVOdS1FTEdJiXoWYzhbbxOR6h6oyHd4tw&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaDZnMWw4Y254ODJzT0JWYW83cE5jaGpBMllCZDItSTVweXptbU9nUU05cFVDZDVvT25qRjMxNnNnek9XVllXSFM4cGQyV1NDNElLSHdaX3hyMXQzR1lsX1lfenM5UXlQb01MTXU5Q0F0S2xoRS05SEpDNFZRZw&b64e=2&sign=842e71c46917b2a36e2d4aa967fcbe40&keyno=0&l10n=ru&mc=4.43197378708131" \t "_blank" works/10/100306/index.html
Задания для групп:
1 группа. Псилофиты – родоначальники мхов
2 группа. Особенности строения мхов
3группа. Систематика мхов
4 группа. Размножение мхов
5 группа. Значение мхов Каждый вопрос задания обсуждается в группе, а результаты работы групп в виде схемы, таблицы или ментальной карты посредством графического редактора Point, Exsel 2007 оформляются в рабочих тетрадях учащихся, на интерактивной доске.
Представление и защита работы.
Вывод по поиску решения Вы можете ответить на проблемный вопрос урока? Формулируют вывод Самостоятельное применение знаний.
III. Подведение итогов урока.
(Рефлексия)
Закончите таблицу «З.Х.У.» 3 столбец
Тренировочные упражнения (УЭИ лабораторный практикум Биология 6-11, 3.3 Строение и жизненный цикл мохообразных ).
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Итог.
Какая была проблема?
Выполнили ли задуманное?
Какое решение мы нашли в ходе обсуждения?
Как оцениваете свою работу?
Обобщают, делают выводы по урокам.
Обсуждение.
Самоанализ, самооценка своей работы.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Домашнее задание. Прочитать 5.1. Подготовить сообщение об использовании мхов жителями Кижингинского района.