Технологическая карта урока на тему: Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак


Конспект урока по русскому языку
Тема: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.
Задачи урока:
1)повторить и применять по схеме правила правописания Ъ и Ь знаков в словах;
2)провести орфографический тренинг написания слов с разделительными знаками;
3)обогатить лексику учащихся, развивать внимание и мышление;
4)развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах и группах.
Форма обучения: фронтальная, парная, групповая.
Применяемые технологии: технология деятельностного обучения, исползования ИКТ, игровая.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, карточки с заданиями, сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение кдеятельности
Ребята, сегодня на уроке мы не просто школьники, мы исследователи лаборатории русского языка. Призываю вас быть внимательными и активными на уроке. Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. Личностные:
положительное отношение к процессу учения
2.Актуализация знаний
3.Постановка цели и задач урока. Ребята, сегодня мы будем исследовать буквы особенные.
Отгадайте загадку:
Это полезные буквы,
Но есть у них одна беда.
Бывают они всегда строчными,
А вот большими никогда.
- Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные?
- Как думаете, какова тема нашего урока?

- Чему будем учиться на уроке?
- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+"то, чего бы ты хотел достичь на уроке.
- Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!
- Запишем число. Классная работа.
Чистописание: ьъ ььъ ььъъ ьььъъ ьььъъъ- Определите закономерность и пропишите в тетрадях.
- Прочитайте и запишите в тетрадь девиз нашего урока. (На доске: Друзья, ученье нас объединяет!)Ь и Ъ
тема урока « Слова с Ъ и Ь»
- Правильно писать слова с Ъ и разд. Ь знаками, не путать эти знаки.
-Слушать и дополнять ответы товарища… Регулятивные: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу.
4.Этап получения новых знаний.
- Однажды встретились знаки и послушайте, какой диалог состоялся между ними!
Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку мягкому промолвил твердый знак.-
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак мягкий твердому на это отвечал.-
Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву «Ять»,
Тебя из азбуки изъять! ...
Друзья! Ваш разговор – никчемные слова
Услышав этот спор, сказала буква «А»,-
Вы оба хороши, достойны оба чести,-
Когда стоите в нужном месте.
- Нам необходимо вспомнить правила написания в словах Ъ и разд. Ь знаков.
Запомни !- Когда пишется разделительный ъ?
- Когда пишется разделительный ь знак?
- Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?
- Прочитайте слова. Кто может объяснить причину ошибок в словах каждой группы? Упр. 1 стр. 58
- Ребята, вы должны запомнить, что Ъ пишется еще и в сложных словах.
- Что обозначает слово ЯРУС?
Из словаря Ожегова: Ярус – один из рядов расположенных друг над другом предметов. Ярусами могут лежать тюки, книги и т.д.
- Мы можем сказать - двухъярусная …
трёхъярусная…
четырехъярусное…
Выделим в этих словах 2 корня и убедимся в том, что ъ стоит между ними, разделяя согласную от гласной.
- Ребята, прочитайте материал рубрики «Тайны языка». Дети говорят вслух правила.
согласную от гласной
е,ё,ю,яВ корне
Согласную от гласной
Е,ё,ю,я,иПознавательные:
подводить под понятие в сотрудничестве с учителем, одноклассника
ми.
Коммуникативные:
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные:
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы оценивать результаты решения поставленных задач
4. Первичное закрепление - Выполним упр. 3 по вариантам. Девочки выпишут по 5 слов с разделительным Ь, а мальчики - с разделительным Ъ. Самостоятельная работа. Проверка.
Познавательные: осуществлять поиск информации на основе личного опыта
5. физминуткаИгра
«Какой знак?» - Я буду называть слова, а вы должны определить, какая буква пишется в данном слове: Ь или Ъ. Если Ь – потянутся вверх, если Ъ – присесть.
Съёжился, объем, воробьи, Илья, разъяснить, переезд, пью, вьёт, двухъярусный, подъём, инъекция, съёмка, воскресенье, птичьи, лисьи, Соловьёва6.Групповая
Работа
1 группа Дополни пословицы словом с Ъ. Растолкуй смысл одной из них.
Чует кошка, чьё мясо …
Чтобы рыбку…, надо в воду лезть.
В лес не …, так и на печке замёрзнешь.
2группа
Восстанови фразеологические обороты, объясни толкование одного из них:
услуга, за сем…ю, медвеж..я, дорога, скатерт…ю, печатями
3 группа
Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак:
Брат, колос, стул, перо, полено, друг
Какой разделительный знак использовали, почему?
4 группа
Сравни слова, найди общее и отличие. Выдели приставку.
выезд подъезд
переезд объезд
проезд отъезд

-Какие знания вам помогли верно написать слова с разделительными знаками?
5 группа
Составь и напиши словосочетания:
Выйти (откуда?)…__________________
Начать (что?)…_________________
Слушать (что?)…__________________
Прочитать (что?)…______________________
Слова для справок: съёмка, подъезд, объявление, объяснение
-Где пишется Ъ?
-Где пишется Ь?
Работают в группах
(Медвежья услуга – от такой услуги стало еще хуже; скатертью дорога – проваливай и без тебя обойдемся; за семью печатями – сохранено очень надежно)
-Есть приставки, корень -ЕЗД-
-Второй столбик слова с ъ.
Регулятивные: действовать по инструкциям в задании;
контролировать выполнение действий,
распределить материал для ответов между собой в группе.
Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные:
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.
7. Закрепление. Самостоятельная разноуровневая работа 1 уровень.
Спиши. Поставь нужный знак.
Под…езд, с…ёмка, об…явил, раз…единить, с…едобные, об…явление, под…ехал, в…ётся, с…ежился.
3 уровень.
Распредели слова в три столбика.
от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, , раз…яснил, в…езд, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул
2 уровень.
Найдите ошибки и запишите правильно.
Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, падъехал к падьезду.
Познавательные:
обобщать и систематизировать информацию;
Итог урока - Как определить, когда надо писать Ъ, а когда Ь ?- Что оказалось самым интересным на уроке?
- Чья работа на уроке понравилась больше всего?
- За что ты можешь похвалить соседа?
- Расскажи, чего тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?
- Обратимся к оценочному листу.
Спасибо за урок. Тихонько встали, урок закончен. Личностные готовность оценивать свой учебный труд;
стремление к саморазвитию и корректировке знаний
Коммуникативные
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Д/з Стр. 59 упр. 4