Рабочая программа по курсу Писатели Восточной Сибири, 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей_________________
Руководитель_____/Михайлова Г.Л./
Протокол №_______ от _______13г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________/ Сластная О.А._/
«_____» ______________13г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________/Глазков В.А../
Приказ №_____от _____13г.









Рабочая программа
по литературе Восточной Сибири
для 6а, 6б классов








Разработана Кафтуновой О.В.,
учителем русского языка и литературы второй квалификационной категории











2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», которая реализуется в качестве регионального компонента.
Курс «Писатели Восточной Сибири» обеспечен УМК: книгой для ученика и методическими рекомендациями.
УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах, методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2009 год.
Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе – по 0,5 часа в неделю.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» целями изучения курса являются следующие:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература Восточной Сибири» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература Восточной Сибири является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом на изучение литературы Восточной Сибири в 6 классе отводится 34 часа..

Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости о свою Родину, прошлое и настоящее многонационального парода России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивиду- а и.ной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующею современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательною отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы Восточной Сибири в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе Восточной Сибири выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев и, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе и литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основное содержание программы учебного курса

Эпос народов Восточной Сибири (6 часов)
Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».
Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь. И всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»
Нюргун Боотур Стремительный.
Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в 5 классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках по изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь и всего мира, проявляющиеся в законах мифа.
Особенности мифологического создания древнего человека.

Древнерусская литература Сибири (6 часов)

Сибирская летопись (фрагменты «О приходе Ермака в Сибирь» и «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»)
Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания (в летописи излагается русская (сибирская) история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись произведение эпическое и лирическое одновременно).
Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

Баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»
Знакомство с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф. Рылеева). Природа художественного образа в балладе.

«Иркутская летопись»
Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1881 – 1901г.», Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг.», «Иркутская летопись 1661 – 1940 гг.» и др.).
История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека.

Произведения сибирских писателей XIX века (8 часов)

Н.А. Белоголовый «Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты)
Воспоминания Н.А. Белоголового как
документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях фактов из детской жизни автора. Характерная черта очерков – авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.
Декабристы и их роль в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.

Рассказ В.М. Михеева «Учитель» (Воспоминание)
Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»
Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.

Стихи декабристов периода ссылки
Знакомство с биографиями поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В. Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А. Бестужева (Марлинского) «К облаку», «Оживление», А. Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья...».

Произведения сибирских писателей и поэтов XX века (14 часов)

Стихи иркутских поэтов-фронтовиков
Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» – баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.
Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую...» и стихотворений Д. Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.
Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет...», Иосифа Уткина «В санбате», «Если будешь ранен, милый, на войне...»
Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина
Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав»
Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростами. Художественная деталь в повести.

Рассказ Алексея Зверева «Ласточки»
Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

Лирика иркутских поэтов
Стихотворения М. Сергеева, С. Иоффе, А. Румянцева, А. Горбунова и А. Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая, метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.
Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д.
Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.

Тематическое планирование

№ урока
Раздел, тема
Коли-чество часов
Основные виды деятельности учащихся
Примечание


Эпос народов Восточной Сибири
6




Мифологические представления бурят
2
Знать: произведения бурятского эпоса.
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.




Якутский героический эпос «ОЛОНХО»
2




Обобщение по теме «Эпос народов Восточной Сибири»
2




Древнерусская литература Сибири
6




Сибирские летописи. «О приходе Ермака в Сибирь» и «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»
2
Знать: жанры древнерусской литературы, характеристику летописи.
Уметь: анализировать композицию, выразительно читать текст.




Исторические реалии в балладе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»
2
Знать: особенности жанра баллада,
Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.



«Иркутскоя летописи». Летописная традиция в Иркутске.
1
Знать: особенности жанра баллада.
Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.



Произведения сибирских литераторов Х1Х века

8




Н. Белоголовый «Воспоминания сибиряка»
2

Знать: особенности городовой летописи.
Уметь: выразительно читать, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.



В. Михеев «Учитель»
2
Знать: писателя-сибиряка, его произведения.
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.



Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале»
2
Знать: содержание
стихотворения.
Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.




Стихи поэтов-декабристов
2
Знать: содержание стихотворения.
Уметь: сравнивать художественные тексты, создавать устные высказывания о прочитанном произведении.



Произведения сибирских поэтов
и прозаиков ХХ века
14




Д. Алтаузен. Стихи
2
Знать: писателей – сибиряков.
Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному.



М. Рыбаков. Стихи
И. Уткин. Стихи
2
Знать: писателей – сибиряков.
Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному.



В. Распутин «На реке Ангаре»
2
Знать: произведение писателя –сибиряка.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному.



Д. Сергеев «Рекостав»
2
Знать: произведение писателя –сибиряка.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному



А. Зверев «Ласточки»
2
Знать: произведение писателя –сибиряка.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному.



М. Сергеев. Стихи
С. Иоффе. Стихи
2
Знать: произведения современных писателей -сибиряков.
Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному



А. Румянцев. Стихи
А. Кобенков, А.Горбунов. Стихи
2

Знать: произведения современных писателей -сибиряков.
Уметь: выразительно читать стихотворения. Аргументировано
формулировать свое отношение к прочитанному



Итого
34






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Александрова М.Н., Матханова Н.П. Свидетели эпохи: Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. – Иркутск, 1988. – с. 531 –558.
Алтаузен Д. Первое поколение. – М.. 1933.
Алтаузен Д. Комсомольские поэмы. – М., 1934.
Алтаузен Д. Ода молодости. – М., 1935.
Алтаузен Д. Избранные стихи. – М., 1936.
Алтаузен Д. Избранное 1928 – 1942. – М., 1957.
Гессен А. Во глубине сибирских руд Декабристы на каторге и в ссылке: Документальная повесть. – Минск: Народная Асвета, 1978.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь этикетов русского литературного языка. – Л.. 1979.
Декабристы и Сибирь. / Авторы – составители Сергеев М.Д., Гончарова Н.Н., Серебрякова А.Ф. – М., 1988.
Зиновьев В.П. Жанровые особенности быличек. – Иркутск, 1974.
Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. – Иркутск, 1983.
Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. изд. 2-е, доп. – Иркутск, 1989.
Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. – Живая память Иркутской филологии: Межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2003.
Знаменский М. Исчезнувшие люди: Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. – Иркутск, 1988.
Иркутская летопись 1661 – 1940 г. Составитель Колмаков Ю.П. Иркутск, 2003.
Комплексный словарь русского языка. / Под ред. проф. А.Н.Тихонова. – М.: Русский язык, 2001. – С. 114.
Куйбышева К.С., Сафонова Н.И. Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова. – М.: Искусство, 1986.
Куклина Е.А. Писатель – демократ Василий Михеев. Золотые россыпи. – Иркутск, 1984. – С.536.
Лебединский Б.И. Иркутский острог: краткий исторический очерк. – Иркутск, 1929.
Летописные своды, составленные П.И. Петемским и В.А.Кротовым.
Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. / Д.С. Лихачев. Избранные работы в трех томах. Т. 2. – С. 43 – 44.
Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии. /Мифологический словарь. / Глав. Ред. Е.М. Мелетинский. – М.: М68, Сов. Энциклопедия, 1991.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Азъ 1994.
Пежемский П.И. Летописный свод из истории города с 1652 по 1845 гг.
Романов Н.С. летопись города Иркутска за 1857 – 1924 гг. –Иркутск, 1994.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881 – 1901 гг. –Иркутск, 1993.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг. – Иркутск, 1994.
Словарь русских говоров Прибайкалье: вып. 2. – к – н – Иркутск: издательство Иркутского университета, 1987.
Суриков и Сибирь. Альбом. / Автор текста Е.Ю. Безвестных. – Красноярск, 1995. – С. 10 – 11, 48 – 49.
Толковый словарь русского языка. В 4 тт. Т. 2. /Под редакцией. – Д.Н. Ушакова. – М., 1938.
Уткин И.П. Винтовкой, молотом, стихом. – М., 1941.
Уткин И.П. стихи о героях. – Ташкент, 1942.
Уткин И.П. Я видел сам. – М., 1942.
Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. /Автор – составитель О.Н. Шахерова. –Иркутск: Иркутское книжное издательство: Символ, 2001.
Шастина Е.И. Сказки ленских берегов. – Иркутск, 1971.
Шастина Е.И. Сказки и сказочники Лены – реки. – Иркутск, 1975.
Шастина Е.И. Сказки, сказочники, современность. – Иркутск, 1981.
Шастина Е.И. Фольклорные традиции в Восточной Сибири. – Иркутск, 2003.
Шаманство. / Религии мира. / Энциклопедия для детей. Т. 6. Часть первая. – М.: Аванта – плюс, 1996.
Шахерова О.Н. Распутин в школе. – М., Дрофа, 2004. –С.160.
Шахеров В.П. Время, запечатленное в слове (традиции иркутского летописания). / Иркутская летопись 1661 – 1940 гг). составитель Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 5.
Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032 – 1882 гг.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса ученик должен
знать:
содержание изучаемых литературных произведений;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути сибирских писателей;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;









13PAGE 15


13PAGE 14815




15