Урок по литературе Восточной Сибири


Урок «Творческая мастерская».
Тема: Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня».
Цель: 1. Познакомить учащихся с биографическими данными сибирского поэта и его творчеством.
2. Развитие мышления, памяти, внимания.
3. Воспитание чувства любви к родному краю, чувства восхищения подвигом советского народа в ВОВ.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит песня М.Бернеса «Мне кажется порою, что солдаты..», которая поможет настроить учащихся на тему урока.
Слово учителя. Рассказ учителя о создании мемориального комплекса «Вечный огонь» в г. Иркутске.
- Этот комплекс был открыт к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Здесь зажжен Вечный огонь, доставленный с могилы Неизвестного солдата в Москве. Под мраморной плитой – священная земля с братской могилы, где похоронены защитники столицы.
Около 200 тысяч жителей города и области ушли на фронт, около 79 тысяч не вернулись. .. И среди них был Джек Алтаузен.
3.Знакомство с биографией поэта.
Поэт Джек (Яков) Моисеевич Алтаузен родился 14 декабря 1907 на одном из Ленских приисков, в семье старателя. Одиннадцати лет по стечению обстоятельств Яша попал в Китай. Жил в Харбине, Шанхае, работал мальчиком в гостиницах, продавал газеты, служил в качестве боя на пароходе, курсировавшем между Шанхаем и Гонконгом. Вместо прежнего имени Алтаузену было присвоено и записано в документ имя Джек. Но вскоре его потянуло на родину. Из Харбина он добрался до Читы, где встретился со своим старшим собратом-поэтом Иосифом Уткиным, который помог ему добраться до Иркутска и принял доброе участие в дальнейшей судьбе юного Алтаузена. В Иркутске он некоторое время работал на кожевенном заводе, на лесосплаве и одновременно восполнял пробелы в учении. В конце 1922 года Алтаузен вступил в комсомол, а в 1923 году по комсомольской путевке приехал на учебу в Москву. Он занимался в Литературно-художественном институте, где на него обратил внимание Валерий Брюсов. В конце 20-х годов Алтаузeн работал в редакции газеты "Комсомольская правда" в должности секретаря литературного отдела, которым тогда заведовал Иосиф Уткин. В ряду активньrх сотрудников газеты в то время был В. В. Маяковский. По поручению редакции Алтаузен поддерживал с ним постоянную связь. Часто бывал в редакции и Э. Багрицкий. Творчество Маяковского и Багрицкого казали значительное влияние на Джека Алтаузена, способствуя формированию характера его поэзии и его первым поэтическим успехам.
Военная судьба молодого поэта оказалась короткой, как и жизнь. Погиб он, военный корреспондент газеты "Боевая красноармейская" 12-й армии Юго-Западного фронта, 25 мая 1942 года. Но почти 61 год после его гибели сведения о месте его захоронения хранились в так называемом паспорте братской могилы в районном военкомате в числе 16-ти из 23-х известных имен воинов, погибших или умерших от ран в 1942 году или в августе-сентябре 1943 года и похороненных в братской могиле в селе Надеждовка Лозовского района Харьковской области.4.Чтение стихотворения «Родина смотрела на меня» учителем.
5. Беседа по вопросам:
-Какие чувства вызвало у вас произведение Джека Алтаузена?
-О каких событиях говорится в стихотворении?
-Как развивается событие в стихотворении?
-Как в стихотворении изображается враг-фашист?
-Как название произведения связано с его содержанием?
6.Творческое задание: после прочтения стихотворения, учитель раздает учащимся листочки размером 10 на 10. Проиллюстрировать понравившиеся строки стихотворения. Конечный результат: собрать «фотопленку» из иллюстраций.
7. Итог урока.
Благодаря подвигу советских людей немецкий фашизм был сокрушен. Наш священный долг – помнить о тех, кто пал в войне, грудью встав на защиту Родины.
В Иркутске, на берегу Ангары, сооружен мемориальный комплекс и зажжен Вечный огонь. На мраморных плитах выбиты имена иркутян, павших в боях с гитлеровскими захватчиками и японскими милитаристами.
Эстафета Памяти вечно будет передаваться из поколения в поколение. Надпись на памятной плите Иркутского мемориала гласит:
Все меньше тех, кто был на войне,
Приходит к огню победы.
Всё ближе день, когда последний солдат
Уйдет вослед остальным.
Но останемся мы навсегда
В ратной памяти нашей России,
В доброй памяти нашей Сибири.
И в шелесте этой аллеи
Вы будете слышать наше благословение.
Не забывайте нас.
А урок я хочу закончить строчками из стихотворения Джека Алтаузена « Провожала его вся Отчизна..» : Провожала его вся Отчизна,
Весь народ провожал его в бой.
Он ценой своей собственной жизни
Заплатил. Чтоб МЫ жили с тобой…
8. Домашнее задание: выучить стихотворение « Родина смотрела на меня» наизусть.