Рабочая программа по литературе Восточной Сибири


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по литературе Восточной Сибири
Класс: 5
Учитель: Феклина Ю.Г.
Количество часов:
Всего 34 час.; в неделю 1 час.
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, под редакцией Шахеровой.О.Н., Чапоргиной.Н.А., Собенникова.А.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» необходимо изучать в рамках регионального плана в течение года.
В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующим:
- Компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
- деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно- эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.
- жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты их повести, летописи, стихотворные произведения.
- основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая напрвленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
- позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
- показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
-усвоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
Место предмета «Литература Восточной Сибири» в Базисном учебном плане:
В год – 34 час.
Контрольные работы – 3 часа.
В неделю - 1 час., не менее 34 недель.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ВОСТОЧНОЙ СБИРИ 5 КЛАСС – 34 ЧАСА.
№ п/п Тема урока. Кол-во часов Тип урока. Требования к уровню подготовки обучающихся Примечание
Дата
1 Бурятские сказки. «Упрямый парень» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения бурятских сказок.
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа.
2 «Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения бурятских сказок, понятия «сказитель» и «собиратель»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
3 Тофаларские сказки. «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения тофаларских сказок.
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа.
4 Эвенкийские сказки. «Умусликэн»
1 Изучение нового материала. Знать: произведения эвенкийских сказок.
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
5 «Умусликэн» Характеристика героев сказки.
1 Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «сказитель» и «собиратель»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. 6 «Тывгунуй – молодец и Чолбон-Чокулдай» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «шаманский миф»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
7 «Тывгунуй – молодец и Чолбон-Чокулдай» Характеристика героев. 1 Изучение нового материала. Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «миф» и «мифический герой»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы. 8 Русские сказки. «Бурка, каурка и синегривый конь» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
9 «Бурка, каурка и синегривый конь» Характеристика героев. 1 Обобщение изученного. Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Беседа, ответы на вопросы, иллюстрирование.
10 Русские народные сказки. «Митя» 1 Изучение нового материала. Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
11 «Митя» Характеризуем героев, анализируем.
1 Обобщение изученного. Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Беседа, ответы на вопросы, иллюстрирование.
12 Контрольная работа №1 по теме: «Сказки» 1 Урок контроля. Уметь: систематизировать и анализировать пройденный атериал. Контрольная работа. 13 Семён Устинов. «Любопытный бурундук» 1 Изучение нового материала. Знать: писателя-сибиряка, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе. Беседа, выразительное чтение, ответы на вопросы.
14 Алексей Смирнов. «Черника – хранитель тысячелетий» 1 Изучение нового материала. Знать: писателя-сибиряка, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе. Беседа, выразительное чтение, ответы на вопросы.
15 Валентин Распутин. Жизнь и творчество. 1 Изучение нового материала. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе. Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.
16 Валентин Распутин. «В тайге над Байкалом» 1 Изучение нового материала. Знать: понятия «олицетворение», «антитеза»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе. Выразительное чтение, закрепление понятий, анализ произведения. 17 Валентин Распутин. Сочинение с приёмами олицетворения. 1 Обобщение изученного. Знать: понятия «олицетворение», «антитеза»
Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе. Выразительное чтение, закрепление понятий, анализ произведения.
18 Контрольная работа №2 по теме: Писатели Восточной Сибири. 1 Урок контроля. Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал, делать вывод. Контрольная работа. 19 С. Граубин. «До нашей эры», «Свободный час» 1 Изучение нового материала. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «противоречие», «ритм», «рифма»
Уметь: анализировать стихотворные тексты. Выразительное чтение, заучивание наизусть, анализ стихотворений.
20 С.Граубин. «Русский язык», «Каникулярия» 1 Обобщение изученного. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «противоречие», «ритм», «рифма»
Уметь: анализировать стихотворные тексты. Выразительное чтение, заучивание наизусть, анализ стихотворений.
21 И.Луговской. «Кто разбил лёд?» 1 Изучение нового материала. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «эпиграф», «аллитерация», «ассонанс»
Уметь: анализировать стихотворные тексты. Выразительное чтение, анализ стихотворений. http://detstvo.irkutsk.ru/
22 Ю.Черных «Весёлый разговор» 1 Изучение нового материала. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «ритм», «рифма»
Уметь: анализировать стихотворные тексты. Выразительное чтение, анализ стихотворений. 23 Ю.Черных. «Необычные гости» 1 Обобщение изученного. Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «ритм», «рифма»
Уметь: анализировать стихотворные тексты. Выразительное чтение, анализ стихотворений.
24 Анатолий Шастин «Пример для подражания» 1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «авторская позиция», «ирония»
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.
25 Юрий Самсонов. «Мешок снов»
1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «авторская позиция», «фольклорная сказка»
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Конспектирова-ние, выразительное чтение.
26 Ю. Самсонов. «Мешок снов» Как вид литературной сказки»
1 Обобщение изученного. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «авторская позиция», «фольклорная сказка»
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Беседа, ответы на вопросы.
27 Г. Михасенко. «Тётя Атиса» Характеристика главного героя. 1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «авторская позиция».
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Конспектирова-ние, выразительное чтение. 28 Г.Михасенко. «Тётя Атиса» Конфликт произведения. 1 Обобщение изученного. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «конфликт», «фантастика».
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Выразительное чтение, анализ произведения.
29 Г.Михасенко. «Тётя Атиса» Фантастический образ Атисы. 1 Обобщение изученного. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «художественная деталь»
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Беседа, ответы на вопросы, собирание материала к сочинению.
30 Сочинение «Точка зрения тёти Атисы» 1 Урок развития речи. Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Творческая работа.
31 М.Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» 1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «противоречие», «ритм», «рифма».
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.
32 Г.Машкин «Лютня» 1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «эпиграф», «аллитерация», «ассонанс».
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.
33 Г.Машкин. «Лютня» Характеристика произведения. 1 Изучение нового материала. Знать: произведение писателя –сибиряка, понятия: «ритм», «рифма».
Уметь: выразительно читать, анализировать произведение
Аргументировано анализировать произведение.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.
34 Контрольная работа №3 по теме: Произведения писателей сибиряков. 1 Урок контроля. Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал. Контрольная работа.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Устное народное творчество
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь»
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятие сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклороной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя»
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение XX века (реалистичное) (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанные с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и « Три языка»), соединяющихся в финале.
Бурятская народная сказка «Упрямый парень»
Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода).Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка.

Бурятские народные социально-бытовые сказки « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна
Тофаларские народные сказки
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.
Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифлологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление занний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн»
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки « Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Человек и природа
Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук»
Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягодного кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом»
Знакомство с произведениями современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
Стихи для детей
Стихотворение Георгия Граубина
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час», « Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»
Знакомство с произведениями современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «Необычные гости»
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
Проза для детей
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания»
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов»
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса»
Знакомство с фантастическим рассказом. Г.Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем»
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина « Лютня»
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.
Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири»
На выбор учителя или задания для групп обучающихся:
- беседа об особо любимом или уважаемом учителе учащихся класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;
- презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенной на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученной в курсе;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения литературы Восточной Сибири
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ Название документа Автор год
1 Государственный стандарт основного общего образования. 2 Учебник Хрестоматия
3 Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6классов общеобразовательных школ. Шахерова.О.Н.Чапоргина.Н.А., Собенников.А.С. Иркутск: ИПКРО, 2009 год.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2013.
О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2013.
В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.
Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.
Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.
Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.
Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно – Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.
Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.
О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.
Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.
Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.
Бирюсинская новь. № 37, № 16.
Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.