Урок географии в 7 классе по теме Общие особенности природы северных материков

Технологическая карта урока географии
Урок «открытия» нового знания
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: география
Класс: 7


Тема урока: Общие особенности природы северных материков

Цель урока: продолжить работу с картами атласа, сравнить материки, выявить общие особенности в географическом положении и компонентах природы северных материков.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Обучающиеся научаться определять по географическим картам географическое положение материков, размещение крупных форм рельефа, климатических поясов, природных зон, границы древнего оледенения материков;
Научаться анализировать карты и составляет характеристики природных компонентов материков;
Научаться устанавливать причинно-следственные связи между историей формирования территорий материков и их географическим положением; между особенностями строения земной коры и рельефом материков, между климатом и характером расположения природных зон

развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой
планировать свою деятельность под руководством учителя;
оценивать достигнутые результаты;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
вести диалог, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
строить логические рассуждения;
составлять целое из частей самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
анализировать информацию и производить поиск недостающей информации в различных источниках;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира.


Учебник- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов 7 класс».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА




Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I этап. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок.
Приветствуют учителя.

II этап. Мотивация
Вспомнить, на каких материках побывали, а на каких – нет.
Предположите, куда мы сегодня отправимся.
В каком полушарии расположены материки, которые мы изучали ранее?
В каком полушарии расположены материки Северная Америка и Евразия?
Почему эти материки объединили в одну группу? Нам с вами предстоит узнать на уроке.
- Итак, тема нашего урока – Общие особенности природы северных материков. Запишем ее в тетради

Отвечают на вопросы. Высказывают собственные точки зрения.






Запись темы урока в тетради

III этап. Целеполагание
- Что включает в себя понятие «особенности природы»?
- По каким критериям мы будем сравнивать данные материки?
1. Географическое положение
2. Рельеф
3. Климат
4. Природные зоны
Формулирование целей урока

IV этап. «Открытие» нового знания
1. Географическое положение






































2. Рельеф






























































3. Оледенение


































4. Климат












5. Природные зоны




























- Открываем физическую карту, определите, в каких полушариях расположены северные материки?
- В чем сходство?


-В чем различие?



- Посмотрите по карте и ответьте, от каких и до каких широт простираются северные материки?
- В районе каких широт расположена большая часть Евразии и Северной Америки?
- Сколько океанов омывает берега Северной Америки?
- А Евразии?
- Посмотрите по “физической карте” стр. 2-3 и назовите, какие океаны омывают Евразию?
- Какие - Северную Америку?

- В чем сходство и различие?






- Откройте атлас на странице 40 и по таблице “Общие сведения материков” посмотрите, какое место по площади среди всех материков занимает Евразия и Северная Америка?
Итак, Общие черты географического положения северных материков:
1. Расположены в северном и западном полушариях;
2. Материки простираются от арктических широт до экватора;
3. Большая часть материков расположена в умеренных широтах.
4. Материки омывают океаны – Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Различия географического положения северных материков:
1. Берега Евразии омывает 4 океана и Северной Америки - 3.
2. Евразия расположена так же и в восточном полушарии.

- Какой компонент природы следует рассматривать вслед за географическим положением?
- Какой картой необходимо воспользоваться для составления характеристики?
- Посмотрите по физической карте мира и назовите общие особенности рельефа северных материков?


- В какой части Северной Америки расположены горные цепи?

- Назовите их?
- В какой части окраины материка Евразии расположены горные системы?
- Скажите ребят, а если разница между понятиями “горная цепь” и “горная система”?
- Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.
- С чем связано образование гор и расположение горных цепей?
- Сопоставьте “физическую карту мира” и “карту строения земной коры” и ответьте, что находится в основании:
А. горных территорий
Б. равнинных территорий

- Посмотрите по карте и назовите, на какой платформе расположены равнинные территории Северной Америки?
- На какой плите расположены равнинные территории Евразии?
Отметим отличия
Только на территории Евразии есть горы, которые поднимаются выше 7 и 8 км. В Гималаях находится самая высокая точка Земли (Эверест – 8848м). В Евразии расположено и самое низкое место суши – берег Мертвого моря (395м ниже уровня океана).
- В каком направлении вытянуты все крупные формы рельефа Северной Америки?
В Евразии горы в отличие от других материков образует два гигантских пояса, один это Альпийско - Гималайский, который протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до Тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Памир, Гималаи.
- От куда и куда протягивается Альпийско-Гималайский пояс?
Второй пояс - Тихоокеанский, включает в себя горы Чукотки, Камчатки, Сихотэ-Алинь, Анды, Кордильеры, островные дуги Тихого океана.
- От куда и куда Тихоокеанский пояс простирается?

Итак, черты сходства
большую часть территории северных материков занимают равнины, а по окраине материков сформировались горы.
черты различия
1. Только на территории Евразии есть горы, которые поднимаются выше 7 и 8 км. В Евразии расположено и самое низкое место суши – берег Мертвого моря (395м ниже уровня океана).
2. В Северной Америке все крупные формы рельефа вытянуты
с севера на юг.
В Евразии горы в отличие от других материков образует два гигантских пояса. Один из которых вытянут с востока на запад, а другой с севера на юг.
3. В Северной Америки горные цепи расположены в западной и восточной части окраины материка, а на территории Евразии – в южной и восточной.
Прочитаем вслух раздел “Общие черты рельефа”, стр. 41.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом – Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди – предки нынешнего коренного населения Северной Америки.
Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления - общее похолодание климата.
Последнее оледенение закончилось около 10-15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.
Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.
Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений - различные мхи и лишайники.
Рассмотрим общие климатические условия северных материков.
- По климатической карте стр. 7 посмотрите и ответьте в каких климатических поясах расположены Северная Америка и Евразия?
- Какие отмечаются различия?






- В каком климатическом поясе расположена большая часть северных материков?
- Сопоставьте климатическую карту, стр. 7 и карту природные зоны стр. 8, и посмотрите, какая природная зона преобладают в умеренном климатическом поясе?
В тайге растут хвойные деревья, смешанные и широколиственные леса. Многие породы деревьев – сосны, ели, пихты, клены и березы - одинаковы на обоих материках.
- Есть природные зоны, которые встречаются только на территории Северной Америки или Евразии?




- Вспомним, какая отмечается закономерность в размещении природных зон?
- Определите, в каких частях северных материков природные зоны имеют широтное простирание и чем это можно объяснить?
- Объясните причины почти меридионального простирания некоторых зон Северной Америки и Евразии.

Итак, сходство в том, что
большая часть территории Северной Америки и Евразии расположены в умеренном климатическом поясе, в котором преобладает лесная природная зона – тайга.
Различия
На материке Евразия представлены все климатические пояса Земли, а на материке Северная Америка за исключением экваториального климатического пояса.
На островах Евразии сформировалась зона влажных экваториальных лесов (в зоне экваториального климатического пояса).

- В Северном, западном и восточном.
- В том, что Северная Америка и Евразия расположены в северном и западном полушариях.
- Различия в том, что Евразия так же располагается и в восточном (большая часть территории материка) полушарии.
- От арктических широт до экватора.
- В умеренных широтах.

- 3
- 4
- Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
- Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
- Сходство в том, что берега Северных материков омывают Тихий океан, Атлантический океан и Северный Ледовитый океан. А отличие в том, что берега Индийского океана омывает также Индийский океан.
- Евразия – 1 место, а Северная Америка – 3.

Слушают.











- Рельеф.

- Физической картой мира.

– большие пространства занимают равнины;
- горные цепи расположены по окраине материков.
- В западной и восточной части окраины материка.
- Кордильеры, Аппалачи.
- В южной и восточной.

- Нет




- С движением литосферных плит.


А. Складчатые области.
Б. Плиты и платформы

- На Американской платформе.

- На Евроазиатской плите.






- С севера на юг.





- С запада на восток.



- С севера на юг.
























































- Отвечают.


- На материке Евразия представлены все климатические пояса Земли, а на материке Северная Америка за исключением экваториального климатического пояса.
- В умеренном поясе.

- Лесная зона – тайга.





- Да, есть. На территории Евразии, кроме тех природных зон, которые так же встречаются на территории Северной Америки отмечается еще и зона влажных экваториальных лесов.
- широтная и высотная.

- Отвечают.

- Отвечают.















IV этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
- Итак, мы с вами выделили много общего в природе северных материков. Как вы думаете, чем это объясняется?




Перечислите, соблюдая последовательность рассмотренных компонентов природы, общие черты.
А теперь черты различия.
Общей историей развития земной коры;
Длительным временем совместного развития природы
Сходным географическим положением.
Отвечают.

VI этап.
Рефлексия и оценивание
Ответь на вопрос
Что ты получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Что ты думал?
Что чувствовал?
Что ты приобрел?
Что тебя удивило?
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и одноклассников

VII этап. Домашнее задание
Инвариантная часть: параграф 41
Вариативная часть: составить кроссворд по изученной теме
Записывают.















15