Урок по литературе Восточной Сибири 5класс «Тофаларские сказки»

Автор: Кузьмина Ольга Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ №10им.П.А.Пономарева

Урок по литературе Восточной Сибири 5класс
«Тофаларские сказки»
Цели урока:


1.Изучение литературы Восточной Сибири, фольклора тофаларского народа на примере волшебной сказки «Тер-окыш-долина цветов»;

2. Расширение кругозора учащихся; привитие интереса к чтению и познанию истории и культуры разных народов;

3.Развитие навыков поисковой деятельности; развитие речи учащихся;

4. Развитие личностных качеств учащихся, определяющих успешность обучения: внимательности, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах, дружелюбия;

5.Воспитание уважительного отношения к каждому народу, его истории, традициям, языку, культуре;

Оборудование урока:

Карта Иркутской области; атлас по истории Иркутской области «6 класс»; иллюстрации; записи на доске;



Ход урока:
1. Организационный момент:
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с интересной страной – Тофаларией, которая находится, как и мы с вами, в Сибири, на Юго-Западе Иркутской области, познакомимся с древним народом – тофаларами, с их фольклором. Ждёт вас также встреча с очень интересной сказкой «Тер-окыш-долина цветов» и её героем Улунгеном.
2. Слово учителя:
- В мире насчитывается около двух тысяч языков, и каждый из них неповторим и своеобразен. А интересно вам узнать, сколько народов и народностей населяют наш край, нашу Матушку – Сибирь?
Сообщение:
На территории Сибири проживают русские, буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, удэгейцы, эскимосы, ительмены, орочи, сеты, нганасаны, юкагиры, алеуты, нагидальцы, тофалары
- Ребята, может, вы можете рассказать о какой-нибудь народности?
- А теперь давайте познакомимся с такой народностью, как тофалары.
Тофалары – один из древнейших народов Восточных Саян. Первые упоминания о них встречаются в китайских летописях 5 века. На сегодняшний день численность этой этнической группы составляет чуть более семисот человек. Семьи многодетные, в каждой от 6 до 12 детей. Живут тофалары охотой, дарами тайги.
- Интересно вам узнать: где находится Тофалария? как можно добраться в эту страну? Какова природа Тофаларии? Всё это мы узнаем из сообщения подготовившегося ученика.

3. Сообщение:
Тофалария находится на юго-западе Иркутской области, почти на самом краю Земли, куда не летают самолёты, не ездят поезда и где нет нормальных дорог. Кругом тайга и болота, а путешественники добираются туда на вертолётах и внедорожниках. Высокие горы здесь даже летом покрыты снегом. Самой высокой точкой считается пик Поднебесный(2 938 м.), есть ещё пик Триангуляторов (2881 м.). В этих величественных горох берут своё начало многочисленные реки: Уда, Бирюса, Казыр, Жилос, Гутара, Хунта, Барбитай. Площадь Тофаларии практически равна площади Албании ( 21, 6 тысяч км.), а крупных населённых пунктов всего три: пос. Алыджер, Нерха, верхняя Гутара.
Ответы на вопросы.

- Давайте обратимся к карте Иркутской области. Тофалары или карагасы ( устаревшее название) населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области. Найдите в атласах на карте Тофаларию. Посмотрите по условным обозначениям, чем богат этот край. (Ответы учащихся)
Да, богат Тофаларский край! В чистых многочисленных реках водится разная рыба, в тайге – различные животные: белка, соболь, лисица, лось, медведь, марал, косуля и др.

4. Работа с иллюстративным материалом:
- А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации.
Комментарий к иллюстрациям:
До перехода на осёдлость основным жилищем Тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) – полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на осёдлость в посёлках строили срубные дома.
Традиционная одежда тофалар (мужская, женская, детская) существенных различий не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил Халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом – платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.

5. Физкультминутка, сопровождаемая движениями:

На сиденьях мы сидим, над Тофаларией летим.
Вправо-влево самолёт, и назад он, и вперёд.
Мы возьмём бинокли, всё вокруг осмотрим.
Речка! Лес! Холмы! Гора! Вот прекрасные луга!
А вот быстрый оленёнок! Косолапый медвежонок!
Белка и сохатый! Какой край богатый!

6. Анализ языкового материала:
- А теперь поговорим о языке тофалар. Об этом расскажет группа языковедов.
Сообщение:
Язык тофалар маловыразителен, но для общения в тайге его вполне хватает: местные жители не любят длинных и пустых разговоров.
Слово «тофалар» в переводе на русский означает «человек».

Словарик русско-тофаларский:
Привет - экий
Папа – ача
Мама – аба
Родители – ата-куш
Парень – оол
Девушка – кыс
Друг – эш
Дружить – эштэчир
Хватит! – болыр!
Сова – улугэн
Деревянная чашка – такша

- Интересно вам составить предложения и поговорить на тофаларском языке? Попробуйте! (учащиеся конструируют предложения)

7. Знакомство со сказкой:
- Сначала давайте вспомним, какие бывают типы сказок? (волшебные, бытовые, сказки о животных) Прослушав сказку «Тер-окыш-долина цветов» в хрестоматиях «Литература Восточной Сибири», ответьте на вопрос: «К какому виду сказок относится эта сказка?» Почему?
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ.
Беседа по прочитанному:
- К какому типу сказок можно отнести эту сказку? (волшебная)
- Какие вы помните признаки волшебной сказки? (волшебные предметы, волшебные герои, повторяющиеся события, приключения героя)
- Какие приключения происходят в сказке?
- Назовите волшебных героев сказке и каким волшебством они обладают? (сова, волшебница)
- Назовите волшебные предметы в сказке? (кушак, цветы) В чём их волшебная сила?
- В русских сказках некоторые действия повторяются, как правило три раза. Это повторяющиеся события. А в этой сказке есть повторяющиеся события? Найдите в тексте. Зачитайте. (крик совы)
- Да, это волшебная сказка. А что-то о быте тофалар мы узнаём из неё? Зачитайте. (Муж на охоту ходил, дичь приносил, а жена за оленями смотрела, шила одежду и покровык чуму.)
- Ребята, а о каком тофаларском обычае говорится в сказке? (Искупала мать новорожденного в солёной воде, чтобы кожа его была крепкой и выносливой при невзгодах.)
- Что вы можете сказать о главном герое сказки – Улугэне? Какие качества характера ему присущи? (смелость, великодушие, смекалка)

Словарная работа:
- Какое лексическое значение у слова «смекалка»? у слова «великодушие»?
Сообщение:
Смётка – способность быстро соображать, рассчитывать.
Сметливый – обладающий смёткой, догадливый.
Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, в снисходительности, в способности жертвовать своими интересами.
- В каком эпизоде Улуген проявил великодушие?
8. Итоги урока:
- Почему именно о смелом человеке говорится в сказке? ( Природа Тофаларского края сурова: тайга, болота, горы Только смелый отважится один путешествовать, преодолевать испытания.)
- Как выдумаете, чему учит эта сказка?
- Понравилась ли сказка вам?
9. Домашнее задание:
1. Нарисовать рисунок к сказке
2. Пересказ эпизода от лица героя
3. Сообщение об одном из народов, населяющих Сибирь
10. Кроссворд:
По горизонтали:
1. Шестовое жилище, покрытое берёстой или шкурами (чум)
2. Тофалары (устар.) (карагасы)
3. Во что превратились охотники в сказке? (цветы)
4. Чем смазал сын отцу глаза, чтобы вернуть зрение (пепел)
5. Традиционное занятие мужчин-тофалар.
По вертикали:
1. Перевод слова «тофалар» (человек)
2. Вид транспорта, на котором можно добраться до Тофаларии (вертолёт)
З. Рекав Тофаларии (Уда)
4.Кто в сказке помогал Улугэну?
Итоги урока:
Мы сегодня говорили об испытаниях главного героя сказки «Тер-окыш-долина цветов». А разве современный человек не преодолевает препятствия, чтобы познать мир и творить добро? Конечно, речь идёт об испытаниях другого рода. Ребята, а какие испытания преодолеваете вы? Испытания всегда испытания, познание всегда труд. Познавая, мы становимся богаче, мы впитываем в себя дар людей, которые живут рядом или жили до нас. Так мы развиваем собственную душу и становимся обладателями того, что бесценно и нас навсегда. Так мы становимся сильными собственной силой духа, сердца и мысли.