Урок литературы по В.Г.Распутину «В тайге над Байкалом». Байкал – жемчужина планеты.



Тема: В.Г.Распутин «В тайге над Байкалом»
Байкал – жемчужина планеты.
Цели урока:
1.Привить чувство гордости и уважение к писателю-земляку В.Г. Распутину;
2.Доказать ценность красоты окружающего мира.
Задачи:
1.Обобщить ранее полученные знания;
2.Учить выражать свои чувства и эмоции через восприятие иллюстраций, художественного текста;
3.Развивать мышление, речь через творческие способности;
4.Воспитывать чувство уважения к творчеству В.Г. Распутина, гордости за красоту родного края.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр произведения, формулировать идею произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, составляет монологическое высказывание, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока:
Орг.момент .
Проверка готовности, настроя на работу, приветствие.
Постановка цели и темы занятия
К сегодняшнему уроку вы готовили легенду о Байкале, учили стихотворения. О чем у нас сегодня пойдет речь? Не забывайте, что мы с вами на уроке литературы Восточной Сибири.
Сегодня мы будем говорить о Байкале (учащиеся сами формулируют цели и задачи урока)
Создание эмоционального настроя
- Что вы знаете о Байкале?
- Бывали ли вы на этом озере? Какие эмоции у вас остались?
- Просмотр презентации про Байкал и прослушивание легенды.
Легенда о Байкале.
В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Иркута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца. Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»
- Прослушивание стихотворений про озеро.
Жемчужина мира - чудесный Байкал,
Ты взоры людей уж давно привлекал,
Глубины твои и прозрачность их вод,
Весь мир покорили на сто лет вперед!
Прекрасны восходы, красивый закат,
Волны бирюзовой шуршащий накат,
Здесь люди добрее и чище душой,
Они молодеют, встречаясь с тобой!
Байкал вдохновляет и жить, и творить,
Разумное, светлое все возводить,
Не терпит он лжи и черствой души,
Пороки людей он не прячет в тиши!
Он может характер и нрав показать,
Тогда никому "Баргузин" не сдержать!
"Сарма" налетит и ударит "Култук",
Ей-ей, берегись, "Верховик" еще тут!
Нам жить здесь всегда - это счастье дано,
Байкал защитить - так же нам суждено!
Придут и уйдут - наследят на песке,
Но чище людей ты не встретишь нигде!
БАЙКАЛ
Я с детства мечтал о Байкале,И вот – я увидел Байкал.Мы плыли, и гребни мелькали, И гребни смотрели со скал.Я множество разных историйИ песен тогда вспоминал Про это озёрное море,Про этот священный Байкал.От пристани к пристани плыли.Был ветер. Был холод. Был май.Был поезд, - и мы укатилиВ том поезде в синий Китай.Как часто душа иссякала В желаньи вернуться опять.Я так и не знаю Байкала:Увидеть – не значит узнать.
- Составление синквейна про Байкал
Байкал
Священный, могучий
Вдохновляет, завораживает, очаровывает
Жемчужина Сибири!
Знакомство с жизнью В.Распутина
- Ребята, а какой человек может рассказать нам об озере так, чтобы мы захотели там побывать, влюбились в это озеро? (надо подвести учащихся к тому, что этим человеком может быть тот, кто хорошо знает эти места, живет там).
- Таким человеком является В.Г.Распутин - "Почетный гражданин города Иркутска".
Чтение первой и второй главы «В тайге над Байкалом» и беседа.
- Что мы узнали о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС?
- Какова цель похода Сани и его дяди в тайгу?
- Что имел ввиду дядя, говоря «когда бы по-людски ее брать»?
- Какой прием использует автор, описывая путь героев? Доказать примерами их текста (примеры сравнения и олицетворения)

Творческое задание
Представьте то место, куда попал Санька со своим дядей и попробуем его нарисовать (под музыку «Эхо Байкала» учащиеся по группам рисуют тайгу, озеро, тропу)
7. Подведение итогов урока, рефлексия.
Продолжите предложения:
Байкал – это……
Я узнал об озере…..
Охранять природу, значит……
Я хочу закончить наши размышления словами: «Природа - это живительная сила. Только надо быть способным уловить все оттенки настроения, волшебную силу, которая создаст мелодию вашей души». И тому пример рассказ «В тайге над Байкалом» современного писателя Валентина Распутина. Здесь утверждается ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.