Какие буквы ты знаешь? Какие буквы я знаю. Кто умеет читать?


ДАТА:_____________________________
ГРАМОТА
Тема: Какие буквы ты знаешь? Какие буквы я знаю. Кто умеет читать?
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.
Цели урока:
закрепить знания обучающихся;
продолжать формировать контрольно-оценочную самостоятельность используя задания на сопоставление своих действий с образцом (“Проверь себя и оцени с помощью условных знаков”), работа с картой успеха;
развивать речь, память, внимание, логическое мышление,
воспитывать любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонокВсех собрал нас на урок.Все у парты ровно встали,Улыбнулись, подравнялись,Тихо сели за свой столНачинаем разговор.
2. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы должны показать свои знания, чему вы научились за месяц учёбы в школе.
У нас сегодня праздник, к нам на урок пришли гости. А гости, как правило, приходя на праздник, приносят подарки.
Как вы думаете, что могут подарить вам наши гости? (улыбки, хорошее настроение).
А буквы могут подарить?
3. Повторение изученных букв.
У каждого из вас на парте есть сердечки с буквами, которые подарили вам наши гости.
Расскажите, что вы знаете про эти буквы, чем они интересны, необычны (а, е, и, о, я, з, м, р, к, л, в, ш, ч). Например – это буква к, она обозначает согласный звук, он может быть мягким, а может быть твёрдым. Это глухой согласный звук и парный. Каждый ученик рассказывает о своей букве.
4. Чтение букв и слогов – слияний.
У нас на уроке будут ещё гости.
К нам на урок пришёл Мастер слова. Он любит наводить порядок среди букв. И сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях, внимательны ли вы.
Вот как расставил буквы в ряд Мастер слова.
Какие буквы в первом ряду? Сколько гласных букв в русском языке? А сколько гласных звуков? Почему?
Какая буква здесь лишняя и почему? ( и – она обозначает мягкость согласного, а остальные обозначают твёрдость согласного).
Какие буквы во втором ряду? Какая буква лишняя и почему? ( м – непарная; ш – всегда обозначает твёрдый согласный звук).
Буквы подружились и образовали слияния. Прочитайте их.
Какое слияние может быть лишним? ( зи – мягкий согласный звук в этом слиянии; ку – глухой согласный звук, остальные – звонкие согласные).
Молодцы! Вы очень внимательные!
5. Физкультминутка.
Изобразите букву А, К, Ф, Л.
6. Составление слов.
– А что мы можем сделать с буквами и слогами – слияниями? Составить из них слова (в тетради для печатания).
1 ряд – составит слова из согласных букв и слогов-слияний к схеме:
2 ряд – к схеме:
Проверка.
Оцените свой успех. Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте в тетради ! А кто допустил ошибку, поставьте *.
7. Составление предложений.
А что тут делает бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы.
Давайте соберём слово. – Чем отличается слово от предложения?
Придумайте предложение с одним из составленных вами слов.
Проверка.
Оцените свой успех. Отметь результаты в карте успеха.
8. Разгадывание ребуса.
У нас ещё один гость. – Почему Снеговик расстроен? (Наступает весна.)
– Чем мы можем развеселить Снеговика? Отгадайте слово.
А--------рок (подарок).
9. Чтение текста.
– Вы показали, как хорошо знаете буквы. А зачем нужно знать буквы? (чтобы научиться читать).
– Угадайте по первому звуку, с которого начинаются изображённые предметы, произведение какого автора мы будем сегодня читать.

Родился Маршак в Воронеже. Писать начал очень рано. Учился в Англии. После возвращения опубликовал первые переводы. Его сказки, стихи, загадки для детей тоже переводи на разные языки.
10. Физкультминутка.
Топай Мишка, топай МишкаПриседай со мной братишка,Наклоняйся вправо, влево,Посмотри на потолок,Сядь тихонечко за парту,Мы продолжим наш урок.
11. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 206. Прочитайте стихотворение сначала про себя (жужжащее чтение). – 2 человека получают карточки с текстами. Они потом прочитают нам выделенные слова, а вы должны будете догадаться, какие сказки читали ученики. Сказки: “По щучьему веленью”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.
– Какие трудные слова вам встретились? (три десятка с лишком – больше тридцати).
Прочитаем стихотворение вслух по цепочке.
– Что автор называет ключами? Почему?
– А кто из вас знает, как называются буквы от А до Я? Скоро мы познакомимся с алфавитом.
Поиграем в игры с текстом.
“Догонялки” (учитель начинает читать с любого места в тексте, дети, определив это место, продолжают чтение).
“Прятки” (учитель объявляет слово из текста, дети, начав читать сначала, находят его и поднимают руку).
– А сейчас отгадаем загадки. Какие же сказки читали ученики на карточках? (ученики читают только выделенные слова).
Молодцы!
12. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
– Так зачем же вы полгода учились читать? Может уметь читать совсем необязательно?
А вот что об этом думает поэт В.Берестов (читает стихотворение ученик).
И в конце урока подарите и вы подарки нашим гостям. На цветочках напишите вашу самую любимую букву или слово и подарите кому хотите.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение 1
Слез Емеля с печки, обулся, накинул зипунишко, засунул за пояс топор, взял ведро на коромысло и пошёл.
Спустился он к реке, стал лёд вокруг проруби обкалывать. Глядь – всплыла большая щука. Изловчился Емеля, схватил щуку за хвост и вытащил из проруби.
Говорит ему щука человечьим голосом:
– Не губи меня, Емелюшка, отпусти в речку. Я сделаю так, что всё по твоему слову будет исполняться. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.
-Ладно! – говорит Емеля. Бросил он щуку в прорубь и молвил:
– По щучьему веленью, по моему хотенью, зачерпнитесь, вёдра, да ступайте в избу сами!
Приложение 2.
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
– Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Долго сидел волк у проруби – всю ночь не сходил с места. Хвост его приморозило. Попробовал приподняться – не тут-то было!
“Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащить”, – думает волк.
Смотрит, а бабы идут за водой. Увидели волка и кричат:
– Волк! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка.
Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
“Хорошо же, – думает волк, – уж я тебе, лиса, отплачу”.