Урок по литературному чтению К.Паустовский. Кот-ворюга


Урок по литературному чтению. 3 класс
Тема: К. Паустовский «Кот-ворюга».
Цели: учить анализировать художественное произведение Г.К.Паустовского « Кот-ворюга»; дать характеристику героям рассказа их положительные и отрицательные качества;
развивать умения впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаем ; выражать свои мысли, оценивать поступки героев, развивать навыки критического мышления;
воспитывать доброту, дружбу, прививать любовь ко всему живому.
Ожидаемые результаты:
1.Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.  Актуализация знаний, мотивация, постановка цели.
Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока
- Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.- Более половины суток эти животные спят.- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.Да, это кот - самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком.
3. Проблемная ситуация.
-Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
Б. Житков                                  «Пушок»
Н. Гарин-Михайловский                     «Тёма и Жучка»
К. Паустовский                            «Беспризорная кошка»
Г. Скребицкий «Кот-ворюга»
-Что их объединяет?
-Установите соответствие между словами первого и второго столбика.
Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.
4. А у нас сегодня гости, которые приготовили вам задания на урок. Попробуйте отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов.
1-й- Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)
2-й- Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился…(кот Базилио)
3-й-Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)
4-й - За эти годы меня как только не называли. Диабло като. Пушистый Дон Жуан (Кот в сапогах)
5. Восстановление деформированного текста.
- Сейчас я проверю насколько хорошо вы знаете биографию К. Паустовского.
Надо восстановить текст. Работа в группах на листах
1 группа - Родился Паустовский в _________ в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусства. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Годы детства он провёл в семье деде и бабушки _________________. Константин учился в Первой киевской __________________ . (В Москве, на Украине, гимназии)
2 группа - После окончания гимназии Паустовский учился в ___________________ университете на естественно-историческом факультете. А переехав в Москву, поступил на __________________ факультет __________________ университета, но не окончил его. Не закончив учёбу, пошёл _______________. ( В Киевском, юридический, Московского, работать)
3 группа - Сменил много профессий: был вагоновожатым, ____________________, _____________ , рабочим, _________________. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. ( санитаром, учителем, журналистом )
4 группа - Он познавал жизнь и собирал материал для своих будущих ________________. Все герои произведений Паустовского - добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют _________________. Его рассказы для детей полны мягкого ____________, лиризма, теплоты. (книг, природу, юмора).
7. Изучение нового материала. Чтение текста с остановкой
Словарная работа:
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Тесовая крыша – сделанная из деревянных досок.
Босяцкие (выходки) – поведение невоспитанного человека
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).
8. Беседа по прочитанному.
К какому жанру относится это произведение (рассказ)
Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?
Что в рассказе Паустовского является пейзажем?
Как вы думаете, почему именно заброшенный дом? Есть связь между домом и котом?
От имени кого ведётся повествование ?(автор)
Как звали друга автора? (Рувим)
Кто главный герой рассказа? (кот)
Назови героев рассказа?
Чей совет вам кажется боле разумным ? (Лёнки)
Что предложил сделать Лёнька?
Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
А что ждал кот?( Наказания)
Как повлиял ужин на кота ? ( перестал воровать)
Так, чего же не хватало коту?(Внимания, заботы)
9. Физминутка «Это про меня»
«Да» — хлопать над головой
«Нет» — хлопать за спиной
-У нее бесшумная походка…
-Она лает, если к дому подходит кто-то чужой
-Она умеет мурлыкать
-С ней человек ходит на охоту
-Она узнает об окружающем мире с помощью усов
-Ее называют другом человека
-Она умывается собственной лапкой…
10. Исследовательская работа в группах.
Составление портрета главного героя в произведении. Составим литературный портрет кота-ворюги
-Что входит в понятие портрет? (портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)
Авторская оценка
Портрет
Внешний вид
Действия, поступки, характер
Продолжим работу в группах. Вашими помощниками будут наши коты
Откройте конверты и прочитайте задания
1 группа: найдите в тексте и выпишите описание внешнего вида кота.
Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий.  Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада. 
2 группа: Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
Обворовывал,  ловко прятался, грозно выл,  отчаянно упирался.  Кот смелый,  решительный, самостоятельный,  иного выхода у него нет.
3 группа: Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.  Вор-воришка-ворюга.
4 группа: Составить план пересказа.
Проверка.
1 группа — рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе
2 группа — обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
3 группа — кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
11. Обобщение . Индивидуальная работа. Тест - игра. 
Работа выполняется на листах.
1. Кот был:
а) серый; б) белый; в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый; б) облезлый; в) грязный
4. Объевшиеся куры:
а) стонали; б) кудахтали; в) молчали
5. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц; б) два месяца; в) две недели
6. В кукане жирных окуней было:
а) 5 ; б) 10 ; в) 7
7. Кот полез с колбасой:
а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу
8. Кот свалился с берёзы:
а) как камень; б) как футбольный мяч
9. Будил всех:
а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер
10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил:
а) окуня; б) карася; в) плотицу
11. Поесть давали коту:
а) сметану ; б) жареную свинину ; в) рыбу ; г) молоко ; д) творожники
12. Кот совершил « благородный и неожиданный поступок» :
а) на следующее утро ; б) через день ; в) через два дня.
12. Итог урока
-Кто и как помог коту в том, что он изменился? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола)
-Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)
Послушайте стихотворение
Бездомный кот
Ученица: Однажды я встретила бездомного кота
-Как кот ваши дела?
Ученик: Ничего, понемножку
Ученица:-Я слышала, что вы тяжело заболели
Ученик:-Болел я.
Ученица: Так значит лежали в постели?
Ученик:-Лежал я на улице много недель
Бездомному некуда ставить постель.
Ученица: Подумала я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным,
Слышите кот? Пойдемте со мной
Темнеет, и значит, пора нам домой
Мы шли с ним по улице гордо и смело
Я молча, а кот – он тихонечко пел
Пел о чем? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой дом.
12. Рефлексия. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке………
Я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Трудно было…
Я научился…
Я смог…
13.Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени кота