Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема К.Г. Паустовский «Кот Ворюга» УМК «Планета знаний»


Урок литературы 9 класс
Тема урока: Философская лирика Пушкина
Философия(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость)- общие принципы бытия и познания; отношении человека и мира; всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.
Лирика - особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.
Философская лирика
«В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас… (Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)
Что такое философская лирика? Это, прежде всего, попытка сложившегося поэта, зрелой личности осмыслить те вопросы, на которые в юности так легко находились ответы или о которых не было времени и желания думать вовсе.Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и что такое жизнь человека? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.
Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум».
Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.
Тема жизни и смерти
Уже в раннем творчестве начинает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия"
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек. 1815
Эпитафия-  (от греч. epitáphios - надгробный), надмогильная надпись, преимущественно стихотворная: небольшое стихотворение, обычно с обращением к умершему или от умершего к прохожим ("Прохожий, стой!..." ). Существовала и как реальная надпись, и как фиктивная (в сборнике стихов).
В европейской литературе появляется как разновидность античной эпиграммы (в европейской поэзии  - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-нибудь. (лит. словарь).
Смерть для лирического "я" -- лишь средство пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему "в мире богом", смерть -- лишь способ покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть, об участи его "она вздохнет над урной гробовою".
В стихотворении "Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического героя воскликнуть:
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму.
1820-22 годы - расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной "судьбой жестокой"
Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты;….
А 20 лет спустя 36-летний поэт, переживший много разочарований и бед, взывает не к смерти, а к жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее
О нет, мне жизнь не надоела,Я жить люблю, я жить хочу,Душа не вовсе охладела,Утратя молодость свою.Еще хранятся наслажденьяДля любопытства моего,Для милых снов воображенья,Для чувств ... всего
1836
Тема  судьбы
Судьба. Как много надежд мы возлагаем на нее.
        У нас свои планы, у нее — свои.
В поэте пытливое желание понять, постичь смысл всего сущего. Он бесстрашно обращается к вечному – судьбе, проведению. Даже в самые трудные моменты жизни поэт воспевает торжество жизни, разума, творчества.
        Лирический герой не замыкается в настоящем, он полон надежд.
Здесь вспоминается стихотворение «Если жизнь тебя обманет», которое в этом отношении почти декларативно. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать:Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. 1825
Конечные строки стихотворения заключают в себе наивысшую поэтическую мудрость: устремляясь в будущее, мы часто не ценим настоящего, но это настоящее становится прошлым, куда мы возвращаемся снова и снова, потому-то прошлое так дорого человеческому сердцу:
Проблема смысла жизни 
В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия:
смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость.
Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта. Он философски рассуждает о ценности жизни и о ее судьбоносном течении. Вопросы без ответов, незавершенность характерны для стихотворений этой тематики.
Вот, что не дает покоя лирическому герою стихотворения: душа полна страстей, ум волнуют сомнения - но во имя чего? Пушкин редко датирует произведения, над этим же стихотворением стоит точная дата: 26 мая 1828 года - день рождения Пушкина. В юности это веселый праздник, в зрелые годы - день подведения итогов, осмысления прожитого и грядущего. В такой миг и написаны строки:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
(«Дар напрасный, дар случайный...»)
 «Телега жизни» анализ
Мы привыкли ассоциировать понятие жизни с образом некоего движения в пространстве и времени, от рождения к смерти. В  1823-24 гг Пушкин переживает творческий перелом, душа поэта наполнится унынием и безверием, жизнь покажется бессмысленной и пустой. Пушкину в 1823 году жизненный путь человека представляется весьма безотрадным. Поэт расставался с юностью, с её иллюзиями. «Кризисной порой 1823 года на переходе к зрелости» называет год написания «Телеги жизни» другой замечательный исследователь творчества Пушкина – Н. Н. Скатов.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел!    .    .    .    .
Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры и овраги; Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега — А время гонит лошадей. 1823
ДЗ:
Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на каждом языковом и композиционном уровне. Каков их поэтический смысл?
Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?
История создания 
29 ноября 1824 г., находясь уже в Михайловской ссылке, А. Пушкин пишет письмо П. Вяземскому. Высказывает своё мнение о литературных новинках, сообщает о планах издания некоторых произведений, упоминает и главу «Онегина», отданную брату для напечатания в Санкт-Петербурге. И в самом конце письма, уже написав дату, задает вопрос другу: «Знаешь ли ты мою Телегу жизни?»         Затем воспроизводит полностью текст стихотворения:  ….      
 После даты – приписка: «Можно напечатать…», а получив известие о том, что стихи напечатаны, Пушкин восклицает: «Ты в самом деле напечатал телегу, проказник».
 Пушкин, по-видимому, рассчитывал на полное понимание «другом-стихотворцем» мотивов сопроводительного письма. Того, что Пушкин признаёт за ним роль первооткрывателя; и того, что сам он, Пушкин, готов поделиться своими наблюдениями над темой; и того, что Вяземский несомненно тот человек, который сумеет оценить сделанное другим поэтом. В стихах Вяземского, предшествовавших «Телеге жизни», «темы пути» и «возничего» приобретают расширительный, символический смысл». что Вяземский разрабатывал тему в том самом направлении, в котором преуспел Пушкин: дорожные мытарства и перипетии всё больше обретали черты обобщающие, становились прообразом вечного Времени.
Известному пушкинисту Д. Д. Благому в его труде «Творческий путь Пушкина» принадлежит мысль о том, что стихотворение А. Пушкина «Телега жизни» представляет собой развёрнутую метафору, где утро, день, вечер и ночлег ассоциируются с соответствующими периодами человеческой жизни: детством, возрастом зрелости, пожилым возрастом и смертью. Само развёрнутое сравнение исследователь считает традиционным и восходящим к известной загадке античного сфинкса: «Что ... утром о четырёх ногах, в полдень о двух, а вечером о трёх?»
Новаторским считает Д. Благой то, как распорядился Пушкин «с этим классическим и сентиментальным реквизитом».«Вызов звучит уже в самом названии стихотворения: “Телега жизни” не колесница, как сказал бы поэт XVIII века, не коляска, как сказали бы поэты школы Карамзина – Дмитриева, а просторечно-бытовое, народно-русское, крестьянское – телега». Таким же вызовом является образ времени в стихотворении – «сопоставление «седого времени» – почтенного седобородого старца, классического бога времени Кроноса – Сатурна, вооружённого традиционной косой, каким он неизменно рисовался и в поэзии и в живописи, – с отечественным «лихим» ямщиком». На самом деле Пушкин не только бросил вызов традиционному изображению Хроноса, но и обновил содержание метафоры: человеческая жизнь – это дорога, остановки в пути – этапы человеческой жизни. В стихотворении "Телега жизни" поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость - утро, зрелость - день, старость - вечер, смерть - ночь.        Итак, обратимся к тексту стихотворения «Телега жизни».         В построении стихотворения, как в лучших творениях поэта, «строгость и стройность» и лаконизм. 4 строфы, из которых первая – своеобразная экспозиция, каждая из остальных – один из периодов человеческой жизни, как остановки в пути.         Вчитаемся в первую строфу:         Хоть тяжело подчас в ней бремя,         Телега на ходу легка;         Ямщик лихой, седое время,         Везёт, не слезет с облучка.         Название «Телега жизни», в котором главное слово «телега», и экспозиция, которая, на первый взгляд, задаёт обстоятельства действия, – настраивают на то, что в стихотворении речь пойдёт о путешествии. Однако уже при чтении первой строфы обращаешь внимание на ключевые слова. Все они связаны с путешествием, и все, кроме прямого смысла, предполагают иной – метафорический. Словосочетание, ставшее названием стихотворения, звучит непривычно, нетрадиционно, и даже, согласимся с Д. Благим, вызывающе. Вместе с другими словами первой строфы, такими, как «бремя», «ямщик лихой – седое время», «везёт, не слезет с облучка», оно становится ключевым.
Рассмотрим вторую строфу:         С утра садимся мы в телегу;         Мы рады голову сломать         И, презирая лень и негу,         Кричим: пошёл! …         Если первая строфа предупредила нас о том, что речь пойдёт о путешествии, во второй – оно уже предмет изображения. Утро жизни, как начало жизненного пути, рисуется полным жизненных сил, энергии преодоления («мы рады голову сломать, несмотря на лень и негу»). Появляется и образ седока – это дважды повторённое «мы». Все действия и переживания изображаются от лица не одного, а многих, рисуются как типические. У действующего лица угадывается характер – авантюрный и озорной.
Обилие глаголов и глагольных форм: садимся, кричим – в настоящем времени, передающем типичный, укоренённый характер действия. Глагольная форма – деепричастие (презирая) обладает тем же смыслом. Наконец глагол в форме повелительного наклонения (пошёл), глагольный фразеологизм (голову сломать) служат той же цели – передать нетерпеливый характер седока, стремящегося к преодолению встреченных на пути препятствий.
И это тоже по-своему характеризует седока – человека любого сословия, свыкшегося с путешествием как с образом жизни, притерпевшегося к лексике ямщиков, постоялых дворов, нетерпеливых постояльцев и т. п.         Переходим к третьей строфе:         Но в полдень нет уж той отваги;         Порастрясло нас; нам страшней         И косогоры, и овраги;         Кричим: полегче, дуралей!         Пожалуй, метаморфоза, произошедшая с седоком, заметнее всего в данной строфе, особенно, если сравнить её содержание с известным мифом. Середина пути (в том смысле, который у Данте во вступлении к «Божественной комедии»: «Земную жизнь пройдя до половины...»), полдень жизни рисуется не подъёмом, а угасанием жизненной энергии. И, быть может, сильнее всего это ощущается в строчке, в которой анафорически повторяется глагол «кричим»: «Кричим: полегче, дуралей!» Кажется, что тот же самый глагол утратил свою силу и пронзительность. И уже не ощущается никакого озорства в продолжении фразы – в обращении к извозчику: «Потише, дуралей!» Напротив, ощущается желание не спешить, притормозить слишком быстрый бег коней. По сравнению с множеством глаголов и глагольных форм предыдущей строфы в третьей, кроме названного, есть ещё глагол «порастрясло» (даже не «растрясло»), значение которого, усиленное ещё одной приставкой, сводится к следующему: «растрясти многое», «растрясти одно за другим»
Вот какова степень точности Пушкина в показе изменений, которым оказался подвержен «седок» на своём жизненном пути!         Последняя строфа подводит итоги жизненного пути седока и всего стихотворения:         Катит по-прежнему телега;         Под вечер мы привыкли к ней         И дремля едем до ночлега.         А время гонит лошадей.         Главный смысл данной строфы, её первых трёх строчек, – это показ силы привычки («Привычка свыше нам дана, замена счастию она», – скажет помудревший Пушкин устами одной из героинь в «Евгении Онегине». Но это будет позже!) Здесь же это настроение выражено не только глаголом «привыкли», но и другим словосочетанием – «катит по-прежнему». Привыкли настолько, что словно нет на пути ни косогоров, ни оврагов, а расстилается гладкий путь. Привыкли настолько, что «дремля едем до ночлега» – то есть до естественного жизненного конца. Привык герой («мы», седок), почти усыплён ровной дорогой. Не ждёт потрясений почти убаюканный читатель...
Тем более взрывной оказывается последняя строка всего стихотворения – «А время гонит лошадей». «Взрывной» – потому что слово «гонит» прочитывается как «противопоставленный привычке, обыденному ходу вещей», и потому, что, хоть строка и подготовлена всем ходом сюжета, совершенно по-новому, и в чём-то неожиданно, открывает суть его движения. Строка возвращает нас к началу стихотворения, заставляет перечесть его снова. Только так можно понять её взрывной характер, её композиционную роль в стихотворении, выстроенном как самое совершенное архитектурное сооружение.
        Но – ещё несколько наблюдений.         Мы видели, как постепенно менялся седок – один из героев стихотворения. Это показано Пушкиным и составляет основу развивающейся фабулы. Но в стихотворении два героя. Для того чтобы понять, изменяется ли второй, сопоставим их. Они соотнесены напрямую в формулировках первой и последней строф. В первой – «лихой ямщик, седое время», в последней – просто Время (так и кажется, что заглавная буква в слове – не только дань поэтической традиции – начинать строку с неё). О времени в первой строфе сказано также: «Везёт, не слезет с облучка». В этой характеристике уже заложена та неумолимая сила, которая так мощно проявит себя в финале стихотворения. С одной стороны, это то самое Время, которое «гонит лошадей», с другой – это ямщик, который, как и полагается ему, «не слезет с облучка».
В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны. Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы
Знаменательна последняя строка стихотворения: «А время гонит лошадей». Несмотря ни на что, жизнь идет своим чередом. Люди умирают и рождаются - и это вечный закон природы. Происходит круговорот, мудрая жизнь идет вперед, все предусмотрено ею и предсказано заранее. 
1830-й год - переломный в судьбе Пушкина.
 Круто меняется жизнь: он женится, принимает на себя ответственность за семью, жену и будущих детей. Для него это был бесконечно важный, серьезный шаг: расставанье не просто с холостяцкой вольницей, но со всем прежним строем жизни - обретение Дома, самореализация в совершенно новом плане. К самой жизни обращает поэт вопрос, не дающий ему покоя:
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы"
Одно из стихотворений называется "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы". Написанное в Болдине в октябре 1830 г., стихотворение не было опубликовано при жизни Пушкина и появилось впервые в девятом томе посмертного издания его сочинений (1840). Первая часть стихотворения навевает живое ощущение тишины и мрака ночи.  Эффект достигается богатой звукописью,  использованием выразительных метафор , 4-стопного хорея, созвучного ходу старых часов .  Ночь и мрак рождают взволнованные вопросы,   сомнения.  В поэте —  пытливое желание понять не столько ночные звуки, сколько постичь общий смысл всего сущего. Он бесстрашно обращается к вечному — судьбе, провидению. Вопросы без ответов, незавершенность, недоговоренность,  медитативность характерны и для других философских стихотворений Пушкина этого периода.
 Но только в нашем веке они были причислены к высшим твореньям поэта. Все во мраке ночи, все спит, ясно воспринимается лишь ход часов, а кроме того, слышатся или не только мерещатся иные неясные звуки. И может быть, именно в этих смутных звуках вдруг откроется тайна жизни?  А человеку так мало отведено времени, чтобы запечатлеть свое пребывание на этой планете. Бессонница приходит к душе измученной, душе, которая ищет ответы на вопросы, желает приобщиться к вечному. Это происходит ночью, когда душа поэта наедине с собой, с Вселенной, с Космосом, С Богом, когда ей не перед кем лгать, когда приоткрывается правда жизни.
Подведем итоги:
Юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание»и др. Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви.
В 30-е годы он уже не хочет умирать. Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества («О нет, мне жизнь не надоела..»)Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать («Если жизнь тебя обманет…»)
Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого периода — тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум», тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток».
2 часть
Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого периода — тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум», тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток». Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), написанное в Болдинскую осень. В стихотворении "Элегия" читаем:Покину скоро я друзей,И жизни горестной моейНикто следов уже не встретит...
Элегия – жанр лирики, стихотворение с характером задумчивой грусти. В поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма. Обычно состоит из двух частей:
 описания природы ( в русской поэзии приобретает философское звучание)
 размышлений лирического героя
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье")
 «Элегия» создана осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно это стихотворение стало в этом жанре лучшим. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
Композиция. Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли, звучит  апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта.
 В первых строках  («безумных лет  угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противоположным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и  способность к состраданию.  
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но это также означает движение и полноценную жизнь, поэт, творец с уверенностью предсказывает:
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.  
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта  любовь последняя.
«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя. 
О прошедших годах, о «безумных» годах угасшего веселья думается порой с отвращением и проклятиями. Но жизнь, считает Пушкин, нужно принимать такой, какая она есть, и не смывать ее «печальных строк». Жизнь нужна не вообще, не сама по себе. Жизнь нужна для мыслей и страданий
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
(«Элегия»)
Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным: "На свете счастья нет, но есть покой и воля…". "Покой и воля" - вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается. Эта мысль прозвучит в важнейшем стихотворении 1834 года "Пора, мой друг, пора".
 Оно является еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...». Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Стихотворение имеет прозаическое продолжение - набросок: "Юность не имеет нужды в at home", зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу - тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические - семья, любовь etс - религия - смерть". 
 В стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» нам встретятся и такие строки:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
Жизнь вне светской суеты, которую не терпит «служенье муз», жизнь, проведенная в «трудах» и «чистых негах»,— вот идеал поэта. Так понимает Пушкин "покой и волю", из-под власти "светской черни" стремясь вырваться на свободу - к тому, что он назвал "своим Домом". Но идеал необходим для того, чтобы никогда не воплотиться. И это Пушкин прекрасно понимал.
Принимая жизнь, необходимо принять и смерть. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».
День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»)
Но и смерть не столь тяжела, если память потомков убережет поэта от забвения среди суеты и повседневных забот. Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники.  Недаром Пушкин в одной из самых проникновенных элегий. «Вновь я посетил...» мечтает
Но пусть мой внукУслышит ваш приветный шум, когда,С приятельской беседы возвращаясь,Весёлых и приятных мыслей полон,Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.
(«…Вновь я посетил..» 1835)
Только так поэту суждено пережить свою смерть.
Домашнее задание
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
На выбор
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк» стр. 150-153 (письменно)
Вопросы и задания к стихотворению "Поэту" (письменно)
Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис  - развитие тезиса  - антитезис  - синтез?
Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
Домашнее задание   Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
На выбор
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк» стр. 150-153 (письменно)
Вопросы и задания к стихотворению "Поэту" (письменно)
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830
Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис  - развитие тезиса  - антитезис  - синтез?
Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете (трехстишии) сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?