2класс. Конспект урока по литературному чтению, УМК «Начальная школа 21 века».


Класс:  2 класс
Предмет:  Литературное чтение
Тема. Русская народная сказка «Белая уточка». Цель:  создать условия для формирования умения анализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, способствовать формированию интереса и умения работать с текстом, развитию творческих способностей детей, воспитанию чувства взаимопомощи, дружбы и любви к близким.
Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся.
Научатся осуществлять самостоятельный выбор, чтение и анализ книг со сказками о семье.
Научатся комплексно работать с текстом, выявлять реальное и вымышленное в произведении, сравнивать сказки с использованием литературоведческих терминов. Работать над произведением, структурировать информацию, работать с таблицей. Владеть техникой чтения вслух и про себя. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Аргументируют свое отношение к героям сказки. Проявлять активность во взаимодействии. Работа в группах.
Тип урока: Урок получения новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:  Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.: В 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.A. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 кл. М.: Вентана-Граф; Ефросинина Л.A; С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», с. 171.  
  Форма проведения: урок - практикум
Этапы урока Ход урока (деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
1.Орг. момент: (релаксация) - Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее. 2. Актуализация. – Какой раздел изучаем? ( Семья и я.) - С какими литературными жанрами познакомились? ( Колыбельные песни авторские и народные, сказки, загадки, пословицы, стихотворения, рассказы о маме, семье). – Какой вывод можем сделать? 3. Работа с пословицами. (Работа в парах) – Всякой матери своё дитя мило. - Нет лучше дружка, чем родная матушка. - Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. – Сам себя губит, кто других не любит. - Жизнь дана на добрые дела.  - Дети и радость, детки и горе. Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: формируем умение работать в паре.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания - Какой будет тема урока? (Русская народная сказка «Белая уточка».)
- Какие задачи поставим и будем их реализовывать? (версии детей: сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть творческие способности.)
Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи). Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова: 1. « Семья – группа живущих вместе близких родственников». 2. «Объединение людей, сплочённых общими интересами». (Дружная школьная семья). Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
ΙΙΙ. Применение нового знания 4.Работа с текстом сказки по частям.
а) Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.
- О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе) - А как одним словом можно их назвать? (семья)  - С чего начинается сказка?
- Послушалась ли жена князя? - Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? ( Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела). - Какой матерью мы видим княгиню? -
- Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки. Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.  - О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении. б) В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». - Как вы её понимаете? 
- Какие были детки-утята? - Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки). - Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым) - Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший? Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок. в) Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему? -Кто помог уточке в горе? (князь) -Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми? - Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены. На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)  - Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.
5. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.
- Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете? О любви к своим мамам расскажут в своих собственных рассказах ребята из нашего класса. (дети читают сочинения о мамах)  - Как называется семья, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)  - Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми) - Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться. - Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей. - Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)  - А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса? - Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.  5. Отгадывание загадок о семье, о её членах Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: 1)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
1V. Итог урока.
Рефлексия.
V. Домашнее задание: IV. Итог урока. Рефлексия.
Рефлексия (метод синквейна)
Так что же для вас значит слово семья, мама, папа, брат, сестра.
1.     Семья
2.     Какая? ( дружная, трудолюбивая)
3.     Что делает? ( работает, готовит, отдыхает)
4.      Мама, папа, брат и я…
5.     Родственники
 V. Домашнее задание: найти книги о семье.
   Оценивание работы на уроке учениками и учителем. Дети отвечают, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что… меня удивило…
я работал на уроке…
урок мне показался …                          коротким / длинным
материал урока мне был                      понятен / не понятен                                                               полезен / бесполезен                                                               интересен / скучен
домашнее задание мне кажется         лёгким/ трудным                                                                        интересным / не интересным
-Спасибо вам за работу…
Коммуникативные УУД:1)формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.