Конспект урока по литературному чтению на тему Генрих Сапгир Четыре конверта


Тема урока: Генрих Сапгир «Четыре конверта»
Цели:
*познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;
*отрабатывать навыки выразительного чтения;
*развивать память, речь, внимание;
*воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.
-развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
-развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
I.Организационный момент
1.Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Все с улыбкою вдохнем
Наш урок начнём.
2.Психологический настрой
-А начнем урок наш с настроя.
-Какое настроение выбираем мы на данный урок?
-Покажите, пожалуйста, смайликом.
- Кроме радостного настроения возьмём и рабочий настрой.
II. Актуализация знаний.
(Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Ивана Бунина).
1.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой…
- Что вы сейчас прослушали?
(Ответы детей)
-А вы можете назвать автора этого стихотворения?
(Ответы детей)
-О чем было это стихотворение?
(Ответы детей)
-Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени?
(Александр Пушкин, Константин Бальмонт, Фёдор Тютчев)
- О них мы с вами говорили на прошлом уроке.
2.Проверка домашнего задания.
-Какое было домашнее задание?
(Выучить одно из стихотворений наизусть.)
-Сегодня мы начнем прослушивание, а остальных – на последующих уроках.
4 ученика
(Оценивание сразу)
-Ребята, скажите, у кого осень является любимым временем года?
(Ответы детей)
-А за что вы любите это время года? Кто может рассказать?
-Слушая стихотворения об осени невозможно не обратиться к картинам осени. Каждый из вас нарисовал осень, как её себе представляет. Покажите, пожалуйста, ваши рисунки. И теперь давайте устроим выставку для всех, расположив их на доске.
(Дети вывешивают свои работы на доску)
III.Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжим чтение произведений о природе осенью.
IV. Изучение нового материала.
-А сейчас проведем речевую минутку.
Чтение скороговорок на слайде.
Все клёны рыжие,
И не один не дразнится.
Раз всё равно все рыжие
Кому какая разница?
(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)
Гроздья рябины
На солнце горят,
Рябит от рябины
В глазах у ребят.
(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)
2.Работа с текстом до чтения.
Открываем учебники на странице 182. Прочитайте название произведения.
-Как оно называется?
(«Четыре конверта»)
-А кто из вас, ребята, знает, что такое конверт?
(Ответы детей)
Конверт – это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.
(Показ учителем конверта)
-Кто его автор?
(Генрих Сапгир)
-Знакомо ли нам это имя?
(Ответы детей)
-С каким произведением этого автора мы уже знакомы?
(«Нарисованное солнце»)
-Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем будем читать?
-Кто будет героем этого произведения?
(…Ответы детей)
Работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение
3 ученика читают стихотворение наизусть.
(Поощрение, оценивание)
-Ребята, а кто сможет объяснить название стихотворения?
(«Четыре конверта» - четыре времени года.)
-Какого цвета конверт?
-Почему конверт желтого цвета?
2)Словарная работа
Скат крыши – наклонная поверхность крыши
Карниз – продольный выступ над окном вдоль верхней части стены
Адресат – то, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.
Обратный адрес – адрес отправителя
Озябли – замёрзли
Берлога – зимнее логовище медведя
Собранье – место решения важных вопросов
Косяк – стая птиц
3)Чтение стихотворение вслух по строфам с карандашом в руках.
1-я строфа.- К кому обращён вопрос?
2-я строфа. - Что интересного заметили? (В строчках по одному слову.)- Как вы думаете, для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт.)3-я строфа. - Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?-Кто такая Алёнка?4-я строфа.- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает…)- О чём же сообщают обитатели леса?( Какие же перемены могут произойти в лесу)
- Как встречают осень жители леса?
(Ответы детей)
5-я строфа. - Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже можно назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками.)6-я строфа. - Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? (Маленькие лапки, петляет.)- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?(Приглашает за лесным урожаем.)7-я и 8-я строфы. - Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту.)- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе.)- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком.)9-я строфа.- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт.)- Как вы поняли предложение:Утки тянутВ путь-дорогу?(Приглашают с собой в тёплые края.)10-я строфа. - О чём решил поведать Ёжик?- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил.)
-Ребята, а что такое многоточие?
(Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, означает недоговоренность, возможность продолжения текста)- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны.)11-я строфа. - Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки.)- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом.)- Перечислите, кто же были авторами письма. 
Выборочное чтение стихотворения.
-А сейчас мы проведем выборочное чтение и постараемся голосом, интонацией, движениями передать повадки и звуки собеседников.
-Вернемся к названию стихотворения. Конверт был только один – желтый. А название…Что можно предположить?
(Мы прочитали только отрывок стихотворения)
Выставка книг
5)Творческие минутки.
-А сейчас задание по парам.
-О каком времени года мы сегодня говорили?
(Об осени)
-Давайте сейчас сочиним синквейн об этом времени года. Тема синквйна – осень.
Времени на это отводится 3 минуты.
Прослушивание по одному синквейну с каждого ряда.
Устное поощрение.
V. Итог урока
-О каких признаках наступления осени в лесу вы узнали?
-В какой форме поэт знакомит с жизнью лесных обитателей осенью? (В игровой.)
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
VI.Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Покажите смайликом ребята, какое настроение у вас в конце урока.
VII. Домашнее задание.
-Напоминаю вам домашнее задание.
1.Чтение по ролям.
2.По желанию можно выучить стихотворение наизусть.
3.Подготовить сообщение о любом жителе леса (упомянутого в этом стихотворении).
Урок окончен. Я вас благодарю за работу на уроке.