Конспект урока по литературному чтению на тему:М.М.Пришвин Моя Родина


Урок чтения №80
ТЕМА: М.М. Пришвин. "Моя Родина"
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально-эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения.
Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
ОБОРУДОВАНИЕ:презентации к уроку
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
Кто много читает…
Чтение – лучшее…
Будешь книги читать…
– Так зачем же нам надо читать? 
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
3. Изучение новой темы
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
а) Постановка целей и задач урока
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими писателями, прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения)–– С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин) , слайды 6-7)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.
б) Краткий рассказ о писателе:
– Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина. (слайд 8)Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны.Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других. ( слайд 9).– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
в) Чтение рассказа «Моя Родина» подготовленными учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?– Важны ли они для писателя?– Почему они важны?
4. Физкультминутка
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: (слайд 10)
Ма-ло-по-ма-луЖи-вот-ный  и  рас-ти-тель-ный  мирСо-кро-ви-ща-миПо-кры-ва-лосьНе-о-бык-но-вен-ноКла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?
б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?– Какие строки этой статьи самые главные?– Согласны ли вы с призывом автора?– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?– Как вы понимаете значение слова Родина?– Кто из вас где родился?– Что объединяет эти названия?
– Значит Дагестан– наша с вами Родина.
– Он входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?– За что же мы любим нашу Родину?– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. (слайды 11-15)– А какие однокоренные слова можно подобрать слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) (слайд 16)– Я нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: (слайд 17)
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
«Человек без Родины, что птица без крыльев»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
7. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились?– Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но  для нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз прочитаем: ( слайд 18)
8. Домашнее задание
– Перечитать еще раз рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина». Нарисовать свой любимый уголок природы.