Технологическая карта урока по литературному чтению по теме Знакомство с произведением А.П.Чехова Ванька


Технологическая карта
урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Изучаем произведение А.П.Чехова «Ванька».
Автор, разработчик МКОУ «Первомайский центр образования» Аурис Т.Ю.
Предмет Литературное чтение
УМК Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой. «Перспективная начальная школа» 4 класс, ч.1, М.: «АКАДЕМКНИГА,/УЧЕБНИК» 2013 г.
Класс 4
Тип урока Урок-исследование
Используемые педагогические технологии Игра , проблемный диалог, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах ,информационно-коммуникационные,
личностноориентированные,здоровьесберегающие и применение деятельностного подхода в обучении..Тема урока «Анализируем произведение А.П. Чехова «Ванька»
Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по теме: «Изучаем произведение А.П. Чехова«Ванька».

Цель Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
воспитывать добрые чувства.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
(Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь находить слова из толкового словаря
- Уметь сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать свое мнение.
Задачи Формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь:
читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
проявлять готовность к литературному творчеству,
рассуждать о прочитанном,
свободно делиться своими мыслями,
при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
отстаивать личную позицию.
Знать
произведения писателей,
позицию автора при характеристике героев.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг. момент Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Подготовка к работе
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Регулятивные (саморегуляция, контроль)
2. Актуализация знаний
Словарная работа, подводящая к теме урока
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
а) «Нам гулять не довелосяПо полям, по нивам золотымЦелый день на фабрике колеса Мы вертим – вертим – вертим!»(«Плач детей» Н.Некрасов)
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся».  («Школа» Алексеев)
-Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
-Подтвердите свои слова, найдите по оглавлению эту тему в своих учебниках.
-В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
-Какие права героев нарушены? (вспомнить свои праваВывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
-Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)
ч е х о в
1.Первая буква в фамилии этого писателя - в 1 букве имени крокодила Гены из произведения Э.Успенского (Чебурашка)
2.С первой буквы начинается имя царевича из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» (Елисей)
3. 3 буква находится во второй части имени девочки из русской народной сказки, которой помогает коровка (Ховрошечка).
4.4 буква – начало имени главной героини фильма-сказки «Королевство кривых зеркал».
5.5 буква находится в слове, из произведения, которое мы изучали на прошлом уроке Что почувствовал Петька, находясь на природе (волю).
Проверка д/з:
-Найдите в тексте подтверждение словам, что Петька почувствовал волю
- С кем общался на даче мальчик Петя? Кто помог ему почувствовать свободу при общении с природой?
(работа с учебниками). Мыслительные операции и учебные навыки
Словарная работа в парах (У детей на столах – листы со схемами вида (Приложение1):
(Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно)
Коммуникативные (согласование действий с партнёром);
познавательные
(общеучебные);
регулятивные
(коррекция, оценка)
Связь с жизнью, воспитание законопослушных граждан
Деятельностный подход
3. Постановка учебной задачи.
-Мы на сегодняшнем уроке продолжим работу по теме, которую вы называли в начале урока «Всматриваемся в лица наших сверстников живших задолго до нас».
« В детстве у меня не было детства»
( А.П.Чехов.)
Слова какого писателя стоят эпиграфом нашего урока?
-Найдите по оглавлению автора и его произведение, с которым мы с вами будем работать (дети находят А.П.Чехов «Ванька»)
- Как вы понимаете эти слова? А может ли так быть? - Кто мог бы сказать эти слова? - А можете ли вы сказать так о своём детстве? Почему? -
-Ребята, как вы думаете, что расскажет писатель о жизни мальчика Ваньки? Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели
Регулятивные
(целеполагание);
познавательные
(общеучебные, логические);
коммуникативные (построение речевых высказываний)
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
4.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
стр. 152-161)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.
(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)
Подготовительная работа.
а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.
(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи: Мачульский Максим, Пенкина Лиза)
-Многим этот писатель уже знаком. Иванушкин Алёша и Малолетнев Павел подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.
(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу, сообщения сопровождаются презентацией).
1.Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
2.После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
б) Выставка книг А.П.Чехова. Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);
коммуникативные (построение речевых высказываний)
5. Первичное закрепление,
воспроизведение материала на новом уровне
Проверка первичного восприятия текста.
- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
-Какие чувства испытали?
-Что взволновало?
-К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Докажите.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».) Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу)
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);
коммуникативные (построение речевых высказываний)
6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Чтение и анализ произведения.
а) Словарная работа ( работа впарах, находят из словаря значение слов)
заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
образ – икона;
шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
людская – помещение для слуг в барском доме;
дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.подмастерье – помощник мастера;
клирос – место певчих (хора) в церкви;
сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
ночь под рождество – церковный праздник;
кадриль – пляска в четыре пары;
кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
б) Выборочное чтение по вопросам учителя.
- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
-Как звали главного героя?
-Сколько ему лет?
-К кому он был отдан в ученье?
-Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
-Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
-А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
-Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Регулятивные
(коррекция, оценка);
познавательные (общеучебные, логические)
коммуникативные
7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Творческое воспроизведение знаний.
Работа в группах:
Найдите описание морозной зимней ночи, которую вспоминает Ванька. Прочитайте этот отрывок 2-3 раза, попробуйте пересказать его друг другу близко к тексту.
Знакомство с шедеврами мировой культуры
Зимний пейзаж
Найдите, прочитайте и проанализируйте описание деревенского зимнего пейзажа. Подумайте над вопросами. Обоснуйте свои ответы.
-Как вы думаете, о каком празднике идѐт речь в этом описании?
- Что вы можете рассказать о традициях празднования Рождества в России?
- Что значит ходить со звездой, калядовать?
- Какое значение тема Рождества имеет в рассказе?
Каждый старайтесь высказать своѐ мнение. Уважайте мнение другого.
Выберите одноклассника из группы, который сообщит ваши выводы.. «А погода великолепная. Воздух чист, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с еѐ бе-лыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрѐнные инеем, сугробы. Всѐ небо усыпано мигающими звѐздами, и млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потѐрли снегом…»(стр.109).
-Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
-Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)-Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?
Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.
Обобщающая беседа.
-Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.)
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.
-А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)-Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Работают в группе по заданию. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Включаются вдиалог.
Рассматривают репродук-
ции картин художников.
Анализируют и сопоставляют.
Приводят самостоятель-
ные умозаключения.

Включаются в диалог;
Отвечают на вопросы поСодержанию произведения.
Коммуника-
тивные, личностные, по-
знавательные, регулятивные ууд..

Познавательные УУД
8. Домашнее задание
Домашнее задание (по группам)
Какое домашнее задание, связанное с темой урока, вы хотели бы получить?
Варианты (записаны на доске):
Дети выбирают себе задание по силам
I вариант
1. Перечитай рассказ. Если хочешь, возьми в библиотеке книгу и прочитай это
произведение без сокращений.
2. Придумай и запиши своѐ продолжение рассказа.
II вариант.
1. Перечитай рассказ. Если хочешь, возьми в библиотеке книгу и прочитай это
произведение без сокращений.
2. Напиши письмо Ваньке о своѐм детстве.
III вариант.
1. Напиши письмо Ваньке о нынешней Москве.
2.Взять «интервью» у своих бабушек, дедушек, тех людей, которые помнят зарождение нашего хозяйства (1937 год).
3.Сделать свой рисунок к одному из отрывков произведения. Осуществляют самооценку собственной
деятельности.
Выбирают вариант
домашнего
задания. личностные
регулятивные
9. Рефлексия деятельности - С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
-Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
-Что понравилось вам на уроке?
Самооценка учащихся по смайликам.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно будет забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.
- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
- Огромное спасибо за урок! Оформлять свои мысли в устной форме
Коммуникативные УУД