Доклад на тему «Цели и задачи создания системы воспитательного пространства, как средства формирования ключевых компетенций».



Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинская специальная школа-интернат №16»


346504 г. Шахты
Ростовской области,
пер. Тюменский,72
Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47
Факс: 8 (8636) 2-59-39
E-mail: ski_shahti_16@rostobr.ru








Доклад на тему
«Цели и задачи создания системы воспитательного пространства, как средства формирования ключевых компетенций».

Подготовила Мякинченко Н.В.















Цели и задачи создания системы воспитательного пространства, как средства формирования ключевых компетенций.
Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность ребенка. Без реальных механизмов воспитания, создания системы воспитательного пространства успехов добиться невозможно.
Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов. Далеко не всегда пространство становится средством воспитания, а не только ареной функционирования различных служб образовательного процесса. Часто ребенок находится в отчужденном состоянии, не осваивает это пространство. Воспитательное пространство наряду с воспитательной системой является необходимым и эффективным механизмом личностного развития детей.
Воспитательное пространство - это среда, «механизмом» организации которой является сеть педагогических событий (Д.В.Григорьев, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Сама по себе среда - данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будут осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целе- и ценностно-ориентированной встречи педагога и ребенка, их события в данное среде.
Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений.
Субъекты воспитательного пространства могут быть: индивидуальными (дети; родители; соседи; педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума; муниципальные служащие и т.д.) и групповыми (семья; группы сверстников; соседские объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления и т.д.).
Создание воспитательного пространства предполагает:
Диагностику среды - выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов, находящихся здесь субъектов;
Разработку модели воспитательного пространства - приоритетным должно стать сетевое моделирование воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не только поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и могут им только предполагаться);
Создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания;
Дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства, результатом которой является обретение «индивидуального лица» школой, учреждением дополнительного образования, культуры и другими учреждениями;
Организацию взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования;
Создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции. Воспитательное же пространство - это результат деятельности созидательного и интеграционного характера. Чтобы оно сложилось, надо определить основные его компоненты и то, что должно их связывать, включить в моделируемые связи деятельность детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что воспитательное пространство станет существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно будут влиять на детей и не обязательно в позитивном плане. Очевидно, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство уметь создавать. При таком понимании структурной единицей рассматриваемого нами пространства является наше образовательное учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов ( медслужбы, психологической службы, соцпедагогов), руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.
Для этого в школе моделируются разнообразные виды и формы образовательной, творческой и социальной деятельности
Мы стремимся создать благоприятные условия для коррекции и развития способностей детей и подростков, однако считаем, что для современного молодого человека недостаточно только школьного программного материала, чтобы быть успешным в современном постоянно меняющемся мире. Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающих задач, проектированием и созданием воспитательных ситуаций.
Воспитательные ситуации - это формирование внешней обстановки, системы отношений, педагогических условий, которые вызывают у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. При этом воспитанник ставится перед необходимостью выбрать определенное отношение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной воспитателем ситуации ребенок пересматривает, переосмысливает и перестраивает своё поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ключевых компетенций - это создание системы условий для формирования качеств личности средствами содержания воспитательного процесса.
Поэтому коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОДРУЖЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, СВЯЗАННЫХ ЕДИНЫМИ ЗАДАЧАМИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГУМАННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ;
-ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ (ПРОВЕДЕН МО);
- ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКОВ КАЖДОГО РЕБЕНКА(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА);
- ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДА;
- ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ЗАКОНУ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ;
- ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СПОСОБНОСТИ БЫТЬ ХОРОШИМ СЕМЬЯНИНОМ;
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩАЯ РАЗРЫВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТОЯННОЙ И ШИРОКОЙ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И УСПЕХАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА, ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
В начеле года был составлен план открытых мероприятий, который обеспечил НАЛИЧИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ЯРКИХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННЫХ, НЕЗАБЫВАЕМЫХ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ КАК ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА, ТАК И ДЛЯ ЛИЧНОСТИ. ЭТИ ДЕЛА СТАЛИ СВОЕОБРАЗНЫМИ ВЕХАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. НЕКОТОРЫЕ ВОЗНИКАЯ КАК НОВАЦИИ, СТАЛИ ТРАДИЦИЯМИ( «ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ» И ДР) МНОГИЕ ВОСПИТАННИКИ ОСОЗНАЮТ ЦЕННОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, И СТАЛИ ИХ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ.
Главной целью воспитательной работы стало выстраивание гуманистических отношений между всеми участниками воспитательного процесса; воспитание физически здоровой и нравственной личности, руководствующейся общечеловеческими ценностями, которая соответствовала бы " Модели выпускника" школы. "Модель выпускника":
*стремление к здоровому образу жизни;
*способность к самообразованию, саморазвитию;
*умение гибко реагировать на изменения в обществе;
*потребность в труде;
*осознание себя как личности;
*активная гражданская позиция;
*чувство патриотизма;
*нравственная культура;
*коммуникативная культура;
*знание правовых норм.
Приоритетными направлениями работы школы определены:
-спортивно-оздоровительное;
-экологическое.
- трудовое воспитание. Анализируя работу школы по этим направлениям, с точки зрения системного подхода, мы пришли к следующим выводам: 1)Определены основные направления воспитательной работы; Цель-повышение уровня физического развития и состояния здоровья школьников. 2)В течение учебного года изучались теоретические вопросы для практической деятельности; изучался опыт работы по этим направлениям. 3) Принята программа развития учреждения для реализации основной идеи. 4) Есть команда единомышленников, принявшая идею среди воспитателей 5)Расширилась сеть и разнообразие спортивных секций, кружков.
6) (о дополнительном образовании, не смогла сформулировать)
Совершенствуются формы и методы работы с каждой группой в этом направлении. Разработаны этапы реализации программы по экологическому направлению. Традиционными стали "Трудовой десант", "Чистый четверг", участие в спортивных соревнованиях.
Воспитателями были составлены планы работ с учетом возрастных и психологических особенностей детей; обеспечивающих возможность творческого развития педагогам и детям.
Изучая вопрос "Интеграции основного и дополнительного образования", в течение 1-полугодия были проведены: -проблемный стол; -открытые занятия воспитателей -педагогический совет по проблеме интеграции.
По результатам этой деятельности были сделаны следующие выводы: 1) Под термином "интеграция" в воспитательном процессе мы понимаем- соединение, взаимодополнение следующих направлений воспитание и обучение, дополнительное образование.
2) Цель интеграции: - улучшение ориентации ребенка в социуме; - практическое применение полученных знаний на практике; - раскрытие способностей воспитанников - единые принципы и подходы к ребенку;
Основной задачей воспитательной работы школы была обозначена проблема активизации всех участников воспитательного процесса.. В связи с этим, было принято решение о распределении ответственности за организацию и проведение воспитательных мероприятий между воспитателями групп. В результате такой организации работы все поставленные задачи на 1 полугодие были решены в полном объеме. Педагогически организованное взаимодействие различных субъектов воспитательного пространства - важное условие его гуманистической ориентации. Эффективность их усилий определяется наличием общего и специфического в деятельности каждого из субъектов. Взаимодействие субъектов осуществляется и по вертикали, и по горизонтали. Главными субъектами современного воспитательного пространства следует считать детские общественные объединения. Это самодеятельные, самоорганизующиеся сообщества, в которых ребята - активная созидательная, движущая сила, способная реализовать, свою субъектную позицию (Л.В.Алиева). При моделировании воспитательного пространства особое значение имеют диагностика среды, учет ее позитивного и негативного потенциалов, изучение потребностей и мотивов участников - как коллективных (школы, учреждения дополнительного образования, различные центры социальной, психологической помощи и т.д.), так и индивидуальных (дети, родители, педагоги и т.д.).

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
§ гуманизация обучения и воспитания;
§ интеграция общего и дополнительного образования;
§ системно-деятельный и личностно – ориентированный подход к воспитанию;
§ сотрудничество детей и взрослых.
Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач: на каждом внеклассном занятии; создание воспитывающей среды; построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом , т.е. через интеграцию общего и дополнительного образования в рамках единого образовательно-воспитательного пространства школы.
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Важной частью воспитательной системы школы должно являться формирование и укрепление школьных традиций.
Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в районных, областных.
Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:
* познавательную;
* трудовую;
* творческую;
* спортивную;
* общественно-организаторскую;
* коммуникативную;
* досуговую.
Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.
Цель воспитательной системы школы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:
* 1-4 классы - самопознание.
* 5-7 классы - самоопределение.
* 8-11 классы – самореализация.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, в учебной и внеучебной деятельности. Коррекционная направленность обучения требует активного использования как  репродуктивных, так и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Назовем возможности воспитательного пространства для развития и формирования личности ребенка:
свобода принятия школьником решения о его вхождении в воспитательное пространство; * свобода выбора деятельности (ее содержания и форм) и такой деятельности, которая позволяет ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; * построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; * более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей; * выбор различных коллективов, общностей и возможность их смены; * освоение подпространств: культурного, природного, информационного, трудового и т.д. Предоставляя возможности выбора, воспитательное пространство способствует самореализации школьника, обеспечивает субъектность его позиции.

Рисунок 115