План-конспект урока по русскому языку по теме: «Повторение наречия».

План-конспект урока по русскому языку по теме: «Повторение наречия».
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о грамматических признаках наречий, их образовании и правописании, совершенствовать языковые и орфографические умения, умение находить наречие в тексте, определять роль наречия в художественном тексте; расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления наречий в речи; воспитание интереса и любви учащихся к слову, языку.
Оборудование урока:
1) портрет Н.А. Заболоцкого; 2) высказывание Заболоцкого: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».
Эпиграф к уроку:



Откройся, мысль! Стань музыкою, слово... Н.А. Заболоцкий

Ход урока: I. Организационный момент.
II. Вступление: «Тема нашего урока будет открыта вами самостоятельно. «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» - эти слова поэта Заболоцкого будут эпиграфом нашего урока. Он ещё говорил: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга и т.д.» Какие стихотворения Заболоцкого вы помните?
III. Прочитаем стихотворение Заболоцкого «Ласточка». Задание: подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, определите его основную тональность; объясните заглавие стихотворения; определите тему и основную мысль стихотворения. Как следует читать каждую строфу этого стихотворения? (1-ю строфу: живо, энергично, радостно; 2-ю строфу: динамично, эмоционально; З-ю строфу: грустно, печально, медленно.) Объяснить орфограммы в данных словах.
«Лингвистический микроскоп». 1. Какая строфа является самой экспессивной, динамичной? Какие языковые средства способствуют этому? 2. Какие слова употреблены в переносном значении? З. Найдите сравнения во 2-ой и 3-ей строфах.
IV. Открытие темы. Найдите и выпишите словосочетания, состоящие из глагола и другого слова, которое определяет характер действия, выраженного глаголом. Выпишите такие словосочетания из стихотворения «Ласточка». (Славно щебечет, и т.д.) Как называются слова, характеризующие действия. (Наречия.) Это и есть тема нашего урока: «Повторение наречия».

V. Закрепление знаний о наречии.
Запишите первую строфу стихотворения. Подчеркните наречия как члены предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли наречий. Сделайте морфологический разбор наречий ловко, вверх.
- С наречиями связанно очень много орфограмм. Вспомним основные из них и составим таблицу.
Название орфограммы
Примеры


Повторение изученного.
А сейчас мы отправим трёх человек в «Страну воспоминаний», а сами послушаем сообщение о наречии. (Из истории языка. Как понимать слово «наречие».) Работа у доски по карточкам.
Карточка № 1. Расскажи о правописании приставок пре- и при-. Бес__страстно, в_сядку, в__прыжку, не__менно, бес_рьтвно, бес_пятственно, не__ветливо,.
Карточка № 2. Проверь безударную гласную к корне слова следующих наречий по образцу: тише - исподтишка. П_шком, изд_лека, восв_яси, напр_жённо, прибл_зительно, б_сиком.
Карточка № З. Прочитай наречия и вспомни, какое правило в них спрятано: Прочь, невтерпёж, сплошь, навзничь, наотмашь, настежь, замуж, вскачь.
Составь словосочетания с этими наречиями.
Очень много наречий остаются «за бортом» правил. Как быть с ними? (Запомнить или проверить по словарю.)
VI. Подведение итогов урока.
Приложение.
Н. А. Заболоцкий.
Ласточка
Славно ласточка щебечет, Ловко крыльями стрижёт, Всем ветрам она перечит, Но и силы бережёт. Реет верхом, реет низом, Догоняет комара И в избушке над карнизом Отдыхает до утра. Удивлён её повадкой, Устремляюсь я в зенит, И душа моя касаткой В отдалённый край летит. Реет, плачет, словно птица, В заколдованном краю, Слабым клювиком стучится В душу бедную твою. Но душа твоя угасла, На дверях висит замок. Догорело в лампе масло, И не светит фитилёк. Горько ласточка рыдает И не знает, как помочь, И с кладбища улетает В заколдованную ночь.
Домашнее задание (на выбор) 1. Прочитайте рассказ Ф. Искандера «Ласточкино гнездо», выпишите наречия со словами, к которым они относятся, определите значение наречий. 2. Прочитайте стихотворение; напишите сочинение о ласточке, используя как можно больше наречий. Любовно, по своим законам, Арбузик - кругленькую хатку - Слепила под моим балконом Трудолюбивая касатка. Она часами ловит мошек, Чертя узор по небосводу: Кормить спешит голодных крошек А нам - предсказывать погоду.
З. Напишите сочинение-миниатюру «Что я чувствую, читая стихотворение “Ласточка’».