Авторское эссе на тему: «Портрет современного педагога»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым
Авторское эссе на тему:
«Портрет современного педагога»
Выполнила:
учитель технологии
МБОУ СОШ № 24
Ярмусь Н.С.
Симферополь, 2015 г.
«От правильного воспитания зависит благосостояние всего народа»
(Д. Локк).
Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет учителя. Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала. Современные дети мечтают о том же самом.
Образ педагога у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о педагоге у следующего поколения.
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец и мать,
- он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л.Н. Толстой.
В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но главным звеном здесь является педагог. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный, успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают успешным учителя со следующими качествами:
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом.
При этом для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетать требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении.
А также, важными для учителей являются здоровье и имидж. Педагог хочет быть отражением современности и проводником нового. К тому же, в школу сегодня приходят молодые педагоги.
У каждого из нас может быть разное представление о современном педагоге. Но в первую очередь педагог должен идти в ногу со временем, с этим согласны и учителя, и ученики. Поскольку время не стоит на месте, постоянно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Кроме того, в последнее время в учебном процессе укрепились компьютерные технологии, и работа с ними становится обычным пунктом в деятельности педагога. Однако компьютер может помочь найти какую-нибудь информацию, книги и методички дать материалы для размышления. Но учить и воспитывать учащихся может только учитель. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, это предполагает наличие объяснения, изложения новой информации, предоставления наглядного материала и пр.
Что касается личных качеств педагога. Наиболее важным для эффективного взаимодействия учителя и ученика, естественно, является профессионализм и блестящее знание своего предмета, так как нельзя научить тому, чего не знаешь сам, а также это требовательность, любовь к детям и к своей профессии.
Также важно отметить, что в период обучения педагог сталкивается со сложными кризисами возрастного развития. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача постоянного изучения детей.
Учитель – это всегда руководитель. Однако я считаю, что современный учитель действительно должен быть в первую очередь другом и помощником. Он должен хорошо разбираться в психологии ребенка, смотреть на процесс преподавания не только с точки зрения педагога, но и с точки зрения ученика – иными словами, глазами ребенка. А, на мой взгляд, любой учащийся хочет видеть учителя добрым, понимающим человеком с чувством юмора, прогрессивно мыслящего, оптимистичного, хорошо разбирающегося во многом, в том числе во всех тех областях, которые интересуют учащегося и, конечно же, любящего, уважающего своих учеников и ценящего их малейший успех. Учитель должен понимать, что ребенку интересно, что не интересно и как вызвать интерес к той или иной проблеме. И чтобы стать для детей другом, именно другом с которым интересно и который поможет узнать много нового, необходимо понимать, что нужно самому ребенку. Кроме того, учитель также должен обладать креативным творческим сознанием, высокими моральными и нравственными качествами, так как он подает пример своим воспитанникам, развивать их духовно. Во всем должно присутствовать творческое начало.
Многие педагоги не всегда заинтересованы в современных образовательных технологиях, их уровень социальной культуры зачастую не соответствует запросам времени. Такие учителя, как правило, слабо мотивированы на труд и творчество в профессиональной среде. Поэтому иногда создается впечатление, что усилия министерств и институтов проходят при непонимании происходящего учителем. Желание изменить ситуацию должно быть сформировано внутри самого учителя, как потребность и необходимость, обеспечивающая комфортное и достойное пребывание в современном обществе. Только так можно обеспечить самоуважение и поднять престиж профессии в обществе.
Вне всякого сомнения, у современного учителя должны быть сформированы познавательные, регулятивные, коммуникативные способности.
Современный педагог – это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Спасибо за урок!»
Как хочется, чтобы все наши пожелания исполнились, и в современной школе работали такие замечательные учителя.
В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.
Ум, упорство, успешность,
Честность, чувственность,
Искренность, инициативность, интерес, интеллект,
Творчество, терпение, требовательность, трепетность, толерантность,
Естественность, ежедневный труд, единственный,
Любознательность, лаконичность, логичность, лауреат, лидер,
Ь……….

Понимающий, пунктуальный, полезный,
Единомышленник, емкий,
Добрый, душевный, дружелюбный, дальнозоркий, деловой,
Аккуратный, авторитетный, адекватный, активный, анализирующий,
Гармоничный, гибкий, гениальный,
Образованный, объективный, обаятельный, ответственный, организованный,
Глубокоуважаемый, глубокомысленный, гуманный.