Эссе «Портрет современного педагога»


Музыченко Г.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Новониколаевская СОШ
имени В.С.Иванченко»
"Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека."К. Д.Ушинский.
И этот идеал совершенного человека создаёт ПЕДАГОГ.
Учитель не только даёт знания по тому или иному предмету, но и влияет на личность человека, оставляет след в нашей душе. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. И я в том числе. Мой бывший учитель, а сейчас мой коллега. Замечательный педагог, психолог, наставник. Просто- ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Я учитель начальных классов, в этой профессии- 30 лет. Начальная школа закладывает фундамент общего образования и воспитывает положительные качества личности. Это моя задача. Это моё дело.
Чтобы быть современным педагогом - необходимо идти в ногу со временем: быть грамотным в своей области. Учитель должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом, различными методиками, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием.
Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения. Дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Я стремлюсь, чтобы мои ученики были знающими, мыслящими, самостоятельными, ответственными, умеющими на доступном для них уровне решать свои проблемы. В обучении гораздо важнее научить ребёнка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. Развивать в нём желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Моя задача направлять и регулировать эту деятельность.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе.
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Каждый учитель должен постоянно совершенствоваться. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.
«В своей основе педагогический труд - это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию.» - писал выдающийся советский писатель и педагог В.А.Сухомлинский
Современный учитель должен быть творческой личностью. Такому педагогу присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к мышлению, чувство нового, наблюдательность, развитая профессиональная память, целеустремленность. Моя задача вдохновить детей на творческую деятельность. Распознать, выявить, раскрыть в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант.
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» - это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Учитель должен нести и сеять доброе, разумное, вечное. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А.С.Макаренко
Ещё более двух тысяч лет назад Сократ сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка. И дарить частичку своего тепла.
Я.А. Коменский говорил, что никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя. Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Основа профессиональной культуры учителя – педагогический такт. Учителю должны быть свойственны: честность, рассудительность, открытость, ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность . Все эти качества должны сочетаться с любовью к детям.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Л.Н.Толстой
Современный педагог – главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны.