Эссе «Портрет современного педагога-психолога»


Эссе «Портрет современного педагога-психолога»
            Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.                                   Л.Н. Толстой
«Я люблю дело, которым я занимаюсь. Я люблю делать то дело, которое люблю!»  Профессия педагога-психолога для меня: способ самовыражения, занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы.
Я стараюсь учить  добру, уважению друг к другу, честности... Люблю детей, в каждом стараюсь видеть  - личность. 
Нам  вверены детские души! Именно им мы помогаем  найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается! И потому мое главное психологическое кредо: не навреди!
Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто. Руссо писал, что «воспитание – это и есть жизнь, а не подготовка к ней», а жизнь соединяет прекрасное и повседневное, не всегда, возможно, эстетическое.
Всем известно выражение – «все проблемы идут из детства». Иногда,  детские впечатления, переживания остаются с нами в течение колоссального промежутка времени  и определяют наши поступки и отношения с людьми  уже во взрослой жизни.
По моему мнению, если помочь именно в детстве преодолеть сложности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок, поддержать гармонию в его внутреннем мире - он вырастет счастливым и успешным взрослым!
В процессе работы я сталкиваюсь с особенностями в различных областях развития детей, с проблемами во взаимоотношениях детей и взрослых, проявлением у учащихся нарушений в эмоционально-личностной сфере. Именно по этой причине развитие эмоционального мира ребенка, сохранение его эмоционально-психологического благополучия легла в основу разработки моей авторской концепции.
В своей деятельности школьного педагога-психолога важным считаю - помочь ребёнку уметь адаптироваться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним, стать психологически и социально благополучной личностью.
Я хорошо понимаю термин "профессиональное сгорание". Отнюдь не призываю жить только работой!  Школа, это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога,  учителя, можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост. На психологическом этапе тоже много трудностей и препятствий.  Добиться успеха мне  помогают наука, способности, оптимизм. Хочу отметить, что я всегда старалась учиться,  и мне это очень  нравилось и нравится! «Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» (Д. С. Лихачев). Профессиональные курсы и семинары,  уроки коллег, мастер-классы ученых  и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха. Уважаю, перечитываю, люблю и учусь у Выготского Л.С.,  Дубровиной И.В.,  Битяновой М.Р.,  Семаго М.М. и Семаго Н.В., Савенкова А.,  Вачкова И.В. 
 «Единственное счастье в жизни –  это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя.  Эти слова  французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога  современности. Профессиональный стандарт педагога определяет модель-образ педагога-психолога с высоким уровнем методологической культуры, способного не только организовывать собственную профессиональную деятельность, но и самостоятельно создавать необходимые условия для этой деятельности. Профессиональная деятельность педагога-психолога - это педагогическое и психологическое проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление личности ребенка. Особенности образовательного процесса, в свою очередь, зависят от уровня методологической культуры педагога, которая является результатом диалектического развития личностного потенциала, позиции, системы ценностей, формирования методологических знаний, творческого опыта деятельности преподавателя. Так, среди требований ФГОСов, предъявляемых к педагогу-психологу, – готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Быть психологом – это постоянный труд. Я «расту» вместе с детьми и каждого ребенка воспринимаю как что-то новое, пока еще неизвестное и очень-очень интересное. Если малыш почувствует, что он интересен сам по себе, он готов открыться не только для меня, но и для самого себя. В этом и состоит работа психолога. Помочь детям найти в себе неиспользованные ресурсы для собственного роста, для принятия самого себя как личности интересной, много знающей и умеющей.    
Когда я вхожу в класс, меня встречают широко распахнутые радостные глаза детей, они ждут внимания, заботы и ласки. Для меня это огромный заряд энергии, который дает силы и желание идти дальше, развиваться творчески для своих воспитанников. Общаясь с детьми, я вижу, как просыпаются их души, как в глазах зажигаются огоньки радости, а детская непосредственная фантазия обретает свободу. Потому что я для них как волшебник, который всегда поможет решить любую проблему, поймет, примет и поддержит. Я стараюсь смотреть на мир глазами ребенка. И все это дает понимание, что у меня, все-таки, получается быть с детством «на ты».
Психологическое сопровождение ребенка невозможно в отрыве от семьи. Поэтому одним из важных и в то ж время сложных направлений своей деятельности я считаю работу с родителями. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Безусловно, все они любят своих детей. Многие из них очень чуткие, внимательные, живут интересами ребенка, всегда стараются поставить себя на его место. Но бывает и другая ситуация, в которой «главная беда некоторых взрослых (по отношению к детям) в том, что они забыли, что значит быть ребенком» (Рэндолл Джарелл).
Одним из направлений моей деятельности является работа с педагогами МБОУ «Гимназия». И самая большая награда для меня – это признание коллег, взаимопонимание и работа в сотрудничестве.
Моя профессия требует огромной ответственности и самоотдачи, выдержки и готовности прийти на помощь. Психологами не рождаются, ими становятся. Благодаря правильному выбору, призванию и накопленному со временем опыту.