Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»


Сатыбалдина А.С.
Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Глупа та птица, которой гнездо не мило (посл.)
Цели и задачи урока:
обобщить знания учащихся по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
совершенствовать навыки устного ответа и умения работать с текстом литературного произведения;
учить делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, позитивное отношение к семье, уважение к своей семье;
развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;
формировать читательскую культуру.
Ожидаемые результаты:
-знание содержания романа «Господа Головлевы», понимание идеи, проблемы произведения;
-умение давать характеристику главным героям романа;
-умение сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;
-умение графически изображать свою точку зрения;
-умение образно выражать свои мысли;
-умение делать выводы и рефлексировать.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением героев, высказывания, модель дома и жильцов, художественный фильм «Господа Головлевы», интерактивная доска.
Эпиграф:
Ход урока
Организационный этап.
Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы говорили об истории создания романа «Господа Головлёвы». И узнали о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами: «Семейный суд», «Семейные радости», «По-родственному», «Семейные итоги». Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства, Арины Петровны, слово “семья” не сходит с уст.
Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? (Запись в тетради)
-- Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
А какова, по-вашему, формула семейного счастья? Формула семейного счастья - это любовь между супругами +  любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…
Чтение притчи учителем.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
«Ох, что сейчас будет!», – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
… Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
-- Объясните смысл последней фразы.
-- Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.
Запись темы.
И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых
Но для начала я расскажу вам такую историю-загадку.
Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями.
Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела.
Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства».
Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство».
--  О ком я говорю?
(большинство ответов – Арина Петровна)
Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны.
-- Для чего я вам ее, эту историю, рассказала?
(Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора).После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
Вопросы для обсуждения:
— На чём строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— Каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
—Посмотрим, какие же узы связывают эту семью.(Работа с текстом)
Арина Петровна и ее муж;
Арина Петровна и дети;
отношения между детьми;
дети Арины Петровны и ее внуки
2. Индивидуальные сообщения учащихся. Рисунок Дома на доске с именами его жильцов.
- Рассмотрим историю жизни героев. Что мы узнаём об Арине Петровне?
Рассказ о Владимире Михайловиче, об Анне.
- Роман начинается с известия о возвращении в семью “постылого” Степана Владимировича.
Следующий представитель семьи Головлёвых это Павел Владимирович.
Иудушка
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).
Головлята (дети Анны и Порфирия)
Просмотр отрывка из художественного фильма «Господа Головлевы»
-- Во что превращается в итоге дом Головлевых? (В кладбище)
-- Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?
-- Что привело к печальным «семейным итогам» семью Головлевых?
Весь роман – это «история умертвений». Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность; атмосфера бессмысленного накопительства, лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем, непригодность к делу, лень, беспомощность обрекают Головлевых на вымирание.
-- Как бы вы прокомментировали слова Салтыкова-Щедрина: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».-- Согласны ли вы с эпиграфом урока?
-- Какой Словарь у вас получился?
Нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых:
Накопительство, изворотливость, жестокость, очерствение сердца, утрата способности любить и сострадать, нравственное прозрение, чуждые, вражда,
бессмысленность существования, неспособность к поступку, опустившийся человек, “постылый”, убогое одинокое существование, деградация, апатия, угрюмость, безволие, тунеядство, паразитизм, пропойца, стяжательство, лицемерие, “умертвия”, призраки, вырождение, фальшь слов, раскаяние,окостенение и омертвление жизни, моральный урод, вымороченность,
душевный примитивизм, двуличие, двоедушие, обесчеловечивание,
праздномыслие, пустословие.
-- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-- Актуален ли роман сегодня? Чем? Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.
Этап информации о домашнем задании: написать эссе «Какие уроки я получил, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»
Оценивание.