Разработка урока на тему Роман И.А.Гончарова Обломов: вчера, сегодня…

Тема «Роман И. А. Гончарова «Обломов»: вчера и сегодня»
 


 


Цели:
Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.
Формирование гуманности, доброты.
 
Оборудование:
Телевизор, видеоматериалы, раздаточный материал (выдержки из статей литературных критиков)
Ход урока:
 
Организационный момент:
Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я уверена, что наша встреча будет проходить в атмосфере теплой, светлой, наполненной взаимопониманием, уважением друг к другу, открытостью. 
А собрались мы по поводу Какой повод?
Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Гончарова «Обломов (беру в руки)
И тема сегодняшнего урока: «Роман И. Гончарова «Обломов» вчера и сегодня» (запись на доске).
Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ответ учеников
Учитель: Да, верно, мы будем говорить о том,  как воспринимали роман и его героев поколения  читателей до нас,  а также посмотрим на него критическим взглядом сквозь призму сегодняшнего дня.
Актуализация знаний.
А помните год его рождения?
Ответ учеников (1859)
Да, это было, когда любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год.  И тогда же появились первые отзывы. Прочтите их, пожалуйста.
 
СЛАЙДЫ
§         Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз  «Обломов» имеет успех  не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.
Л. Толстой
 
§         Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».
И.С. Тургенев
 
§         Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся  мест в первом ряду русских писателей.
А. Ф. Кони
Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем – нет?
Ответы учеников
Учитель: Да, правы ведь были современники, помнят «Обломова». Вот он в нашем сегодня (показываю книгу) И хоть на его страницах главного героя настигла смерть, но сам роман намного пережил своего создателя И.А. Гончарова, тихо «проспав» на стеллажах библиотек, в шкафах и на полках вот уже сколько... (ответ учеников- 147 лет), не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 147 В чем дело?
И цель нашего сегодняшнего урока –  раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
 
Работа на основном этапе.
Учитель:  Для этого у нас есть три группы   учащихся, представляющие литературную критику.
Литературные критики исследуют материалы (раздаточный материал; задание получено заранее)

Работа в группах
На работу отводим 5-6 минут
 
Раздаточный материал
Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?
<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.
<...>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,  а от других, развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...
Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859


 
Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?
Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.
Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

 
Каким видит Обломова-человека  критик А.В. Дружинин?
Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края  и  своего времени,  как  незлобный  и  нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той    схоластико-моральной   истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека к не научивши ни одного человека  чему-нибудь скверному.
(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, М., 1989.)
 
Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?
) Заспанный    Обломов, уроженец    заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен    от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в    него камнями.    Он   не имеет    ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.
 
Как Добролюбов говорит о причинах деятельности  Штольца?
 Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, это для нас остается тайной <> Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. <> И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»
 
Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?
(Обломов-барин)

Каково мнение Б.Бурова по поводу бездействия Обломова?
(не идет на компромиссы, не вступает в сделку с совестью)
Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?
(не хочет браться за дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Почему?

Обломов бездействует, потому что.
(просмотреть 2 главу романа (Судьбинский, Пенкин); отношение к ним Обломова)

Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, назовите их.

А как вы думаете, как звучит главный вопрос, поставленный в романе?

СЛАЙД
Теперь загадка разъяснилась,
Теперь ей слово найдено.
Слово это - . (обломовщина)
(ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «СОН ОБЛОМОВА»)

Составим логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки

СЛАЙД
ТИШИНА – НЕПОДВИЖНОСТЬ – ЕДА – СОН, ПОДОБНЫЙ СМЕРТИ – ТИШИНА СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ?

СЛАЙД
Обломовщина имеет:
- социальные условия происхождения: условия барского происхождения и воспитания;
- национальные: традиции, представления, моральные нормы, культура.
Лежание Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а убеждение в том, что жизнь есть поэзия, отдых, покой. Оломовщину мы осуждаем, но не отрицаем поэтический идеал жизни.

 Антиподом Обломову выступает Штольц. Он действует, трудится. Почему?

Как об этом говорит литературная критика?

Каково мнение Добролюбова по этому поводу? (жить – значит трудиться)

Каково мнение критика Кулешова по этому поводу (трудиться ради самого труда)

Чье мнение вам ближе?

Штольц действует, потому что.

Что необходимее: созерцание или действие?

Что критики говорят о нравственном облике героев?
Каким Обломов показан у Дружинина?

Каково отношение критика к герою и почему?
А как критики говорят о нравственном облике Штольца? Мнение Кулешова.
(это машина, методически работающая)
Что выше: созерцание или действие?

Несколько дней из жизни И.И. Обломова Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

А вот мнение режиссера Никиты Михалкова.

"Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность".

СЛАЙД
Никита Михалков родился в Москве. Окончил театральное училище им. Б. Щукина, учился на режиссерском факультете ВГИКа.
 Как режиссер Михалков снял 15 полнометражных, 12 короткометражных фильмов, поставил несколько спектаклей. Среди них: "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976 г.), "Пять вечеров" (1978 г., снят в процессе съемок фильма "Несколько дней из жизни Обломова"), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979 г.), "Родня" (1981 г.), "Утомленные солнцем" (1994 г.).
 Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.
Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира, покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических премий. В списке наград - более 30 отечественных и международных призов. Никита Михалков - Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России. Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.

ПРОГМАТИЗМ – это направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.
 А сегодня как общество особенно молодежь, относится к прагматизму: осуждает ли оно его?
Что ближе нашему национальному характеру: созерцание или деятельность?
Умом Россию не понять А можно понять только сердцем и душой!
 
1.                         
Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?

Что же выше и необходимее: созерцание или действие?
 
Рефлексия

ЧТО Я ПОНЯЛ НА УРОКЕ.
Домашнее задание:


Написать письмо Обломову от своего имени, поговорив с героем по поводу интересующих вас вопросов.
Законспектировать ст. Добролюбова «Что такое обломовщина?