Тест по русской литературе. Мастер и Маргарита М.Булгаков



Прочитайте внимательно фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (гл. 2 «Понтий Пилат»). Арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески:
– Я, доб… – тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился, – я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.
Удивление выразилось на лице секретаря, сгорбившегося над низеньким столом и записывающего показания. Он поднял голову, но тотчас же опять склонил ее к пергаменту.
– Множество разных людей стекается в этот город к празднику. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели и убийцы, – говорил монотонно прокуратор, – а попадаются и лгуны. Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди.
– Эти добрые люди, – заговорил арестант и, торопливо прибавив: – игемон, – продолжал: – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной.
Наступило молчание. Теперь уже оба больных глаза тяжело глядели на арестанта.
– Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, – произнес Пилат мягко и монотонно, – за тобою записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.
– Нет, нет, игемон, – весь напрягаясь в желании убедить, заговорил арестованный, – ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.
– Кто такой? – брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.
– Левий Матвей, – охотно объяснил арестант, – он был сборщиком податей, и я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой, – тут арестант усмехнулся, – я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово…
Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд, но не на арестованного, а на прокуратора.
– … однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать…
Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы, и промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю:
– О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!
Не зная, как ответить на это, секретарь счел нужным повторить улыбку Пилата.
– А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны, – объяснил Иешуа странные действия Левия Матвея и добавил: – И с тех пор он стал моим спутником.
Прокуратор смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
– Левий Матвей? – хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
– Да, Левий Матвей, – донесся до него высокий, мучающий его голос.
– А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре? Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
– Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Прокомментируйте текст, опираясь на предложенные задания.
№ п/п Тестовые задания Баллы
1 Выпишите из текста 5 слов (им. сущ.), которыми определяется Иешуа Га-Ноцри.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L0
12
3
2 Подберите синонимы к выделенным словам:Бессмысленное действо - _______________________________________________________Бросил взгляд исподтишка - _____________________________________________________Счел нужным повторить - ______________________________________________________Стал спутником -_____________________________________________________ L0
12
34
3 Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят слова в переносном значении, раскрывающие состояние Иешуа во время допроса._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L0
12
3
4 Укажите в тексте моменты разрыва речи героя, определите авторский замысел использования такой синтаксической структуры.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ L0
12
34
5 Составьте 3 предложения с данными словами и словосочетаниями:разрушить храм, желание убедить, истина.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ L0
12
34
6 В 3-4 предложениях прокомментируйте содержание данной фразы: – Эти добрые люди, – заговорил арестант и, торопливо прибавив: – игемон, – продолжал: – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L0
12
346
7 Прокомментируйте в 3-4 предложениях душевное состояние Понтия Пилата в данной ситуации..Прокуратор смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L0
12
3467
8 Определите связь данного фрагмента (глава 2) и словами Иешуа, переданными Афранием прокуратору (глава 25): «Единственное, что он сказал, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость». Считаете ли Вы точку зрения бродячего философа справедливой? Аргументируйте, опираясь на содержание фрагмента и романа в целом.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
L0
12
346789
СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА
40 баллов
Тестовые задания Критерии оценивания Всего баллов
1. Выпишите из текста 4-5 слов (им. сущ.), которыми определяется Иешуа. Всего 3 балла.3 балла – если выписано правильно 5 сущ.
2 балла - если выписано правильно 3-4 сущ.
1 балл - если выписано правильно 1-2 сущ.
0 баллов - если выписаны сущ. неправильно 3
2. Подберите синонимы к выделенным словам:Бессмысленное действо - Бросил взгляд исподтишка -
Счел нужным повторить - Стал спутником - Всего 4 балла.
По 1 баллу за каждый правильный ответ
4
3. Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят слова в переносном значении, раскрывающие состояние Иешуа во время допроса. Всего 3 балла.3 балла за каждый правильный ответ.2 балла - за нарушение требований выполнения задания;1 балл – если выписано 1 словосочетание с нарушением требований задания;0 баллов – неправильно выполнено задание. 3
4. Укажите в тексте моменты разрыва речи героя, определите авторский замысел использования такой синтаксической структуры. Всего 4 балла.2 балла – верное определение синтаксического разрыва.2 балла – аргументированность, самостоятельность полная;
1 балл – нарушение аргументации, самостоятельность неполная;
0 баллов – самостоятельность отсутствует. 4
5. Составьте 3 предложения с данными словами и словосочетаниями:разрушить храм, желание убедить, истина. Всего 4 балла.
3 балла – по 1 баллу за правильное использование каждого слова или словосочетания в собственных предложениях;1 балл – за верное построение всех предложений;
0 баллов – неправильно выполненное задание. 4
6. В 3-4 предложениях прокомментируйте содержание данной фразы: – Эти добрые люди, – заговорил арестант и, торопливо прибавив: – игемон, – продолжал: – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной. Всего 6 баллов.
2 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
1 балл - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
4 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
6
7. Прокомментируйте в 3-4 предложениях душевное состояние Понтия Пилата в данной ситуации.Прокуратор смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать. Всего 7 баллов.3 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
4 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
7
8. Определите связь данного фрагмента (глава 2) и словами Иешуа, переданными Афранием прокуратору (глава 25): «Единственное, что он сказал, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость». Считаете ли Вы точку зрения бродячего философа справедливой? Аргументируйте, опираясь на содержание фрагмента и романа в целом.Всего 9 баллов2 балла – правильное определение логической связи между фрагментами текста;1 балл – незначительное нарушение определения логической связи.
3 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
4 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи.
9