План-конспект урока на тему М.А.Булгаков Мастер и Маргарита. Воланд и его свита


11 «Б» класс
14.11. 2015 Сабақ / Урок : Русская литература
Тақырып / Тема: Воланд и его свита.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи :
- охарактеризовать персонажей произведения на основе предметно-бытовых деталей;
- развивать знания о о литератуной реминисценции;
- учить учащихся выражать свою оценку точку зрения, давая этическую оценку поведению и поступкам героев.
Мақсаты/ Цель: учиться понимать роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», критически осмысливать его; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию в тексте.
Сабақ түрі / Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Көрнекті құралдар / Наглядные пособия: презентация, карточки для деления по группам (изображение образов-персонажей)
Сабақ барысы / Ход урока:
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Мотивация
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – отрывок из к\ф –представление своей свиты Воландом2 Целеполагание - На доске эпиграф:
«Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?»
М. Ю. Лермонтов

3 Актуализация знаний
Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».
— Как связаны между собой эти три мира?
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.) ↓
Т.е. Изображение нечистой силы.
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия.
А) Доп. задания к Д\з (опережающие задания)
(По материалам статей И. П. Карпова «Роман “Мастер и Маргарита” в православном прочтении». М.; 2001, Н. В. Барсукова «Творчество М. А. Булгакова», рукопись.) 1. Каково прочтение данного произведения православной церковью?
2. Есть ли опасность для читателя от контакта с данным произведением?
3. Можно ли в речи безнаказанно упоминать слова «чёрт», «дьявол»?
4. Каково отношение автора к нечистой силе?
В) Слово учителя.
Действительно в романе подробно и образно описано окружение сатаны, присутствует дьявольская атрибутика (оборотни (его свита), ведьмы, боров как верховое животное ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы, черная месса, в которой искажается, перевертывается Божественная литургия). Он лишает людей голов, разума. В романе нет героев, способных подняться на духовную борьбу против него. Всесилие дьявола признается всеми, в том числе Мастером и Маргаритой.

2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков.
А) Работа в группах
1 группа – Коровьев (Фагот)
2 группа – кот Бегемот
3 группа – Азазелло
4 группа – Гелла
5 группа - Воланд
Задания
1 Проведите реминисценции от данного образа.
2 Дайте этому персонажу характеристику на основе его деяний в романе.
В) Запись в тетрадях – Характеристики образов-персонажей
3 Выводы
Защита макета памятника «Воланд и его свита»

А)Слово учителя.
— Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем... гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
(Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», чисто научный опыт». И. люди показывают свое истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался.
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди... Любят деньги, но ведь это всегда было... Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».)
— Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствам и автор изображает обывателей?
(Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне реалистическое объяснение


III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.( Үйге тапсыпма беру )
Эссе (не менее 80 слов ) «Каждому будет дано по его вере»
Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»
Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»
Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
Следует, конечно, учитывать, что отношение к вере в разные годы жизни Булгакова, вероятно, было различным. Его дед был священником, отец был профессором Духовной семинарии, специалистом по западным вероучениям в масонству, активным членом Религиозно-философского общества, имени В. Соловьева.
Еще в ранней молодости Булгаков склонился к безверию. После смерти отца атмосфера в семье стала совершенно светской. Но в то же время Булгаков не принимает полного богоотрицания, свойственного атеистической пропаганде тех лет. Хотя в некоторых случаях крайне неуважительно относится к церкви, священникам, религиозным обрядам. Однако в общем выражение его отношения к религии было достаточно сдержанным. И только в романе «Мастер и Маргарита» автор раскрыл свое воображение полностью.
Не только культурная, религиозная традиции, семейная атмосфера сказались на мировосприятии Булгакова, но и его индивидуально-психологические особенности. Изучая его биографию, невозможно упустить из виду тот факт, что писатель некоторое время страдал морфинизмом. И хотя спустя какое-то время он смог отказаться от наркотика, психическое здоровье было подорвано навсегда.
Конечно, творчество писателя нельзя рассматривать, учитывая только его нездоровье. Творческий путь писателя разнообразен и богат. Мы увидели много прекрасных веселых, серьезных и ироничными произведений. Но роман «Мастер и Маргарита» можно рассматривать только как отражение психического состояния писателя.
1. Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?
2. Какие силы определяют человеческую судьбу и исторический процесс в целом?
3. Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств или предопределение?
Реминисценция
сходство тем, мотивов и образов творчества поэтов.
реминисценция-контраст. Использование такого типа реминисценций дает возможность выразить свое собственное, отличное от предшественника чувствование и понимание тех или иных явлений. 
реминисценции-отсылки  Они говорят о постоянной памяти о творчестве предшественника в душе лирического героя