Урок по предмету Самопознание 7 класс Тема в разделе № 1 «Разум и воля»


План урока самопознание
ШГ № 111 г.Алматы Дата: 03.09.16 Учитель: Ильина И.В.
Класс: 7 Количество учащихся: 26 человек
Тема урока в программе № 1: «Разум и воля»
Ценность: Праведное поведение Качества: говорить правду, выполнение долга, уверенность в себе.
Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Праведное поведение через более глубокое понимание воли и разума.
Задачи:
раскрыть значение понятия «выполнение долга»
развивать стремления говорить правду;
воспитывать у учащихся такое качество как уверенность в себе. Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой – Концентрация на свете.
Пересказ учителем (так как это первый урок)
Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. И вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. - Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! - сердясь на себя, сетовал Асыл.
Успокоившись, он стал рассуждать:
- Если гора не идет к Магомеду, значит, Магомед идет к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я ее не понимаю. Первое, что я сделаю, - искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, - настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут мое настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе!
Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы.
Вопросы к тексту:
Какова причина трудностей, которые испытывал Асыл при изучении физики?
Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей?
Какие качества помогли Асылу понять физику?
Приведите пример из жизни, когда вам помогла сила воли в выполнении кого-либо дела? Примечания
аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.
Позитивное высказывание (цитата) написана на доске.
«Там, где нет воли, нет и пути»
Шоу Б.
Вопрос к цитате:
Как вы понимаете смысл изречения?
Рассказывание истории (беседа).
Притча про Силу воли и разума
Сила воли и разума
Жил-был один бедный юноша. Однажды он нанялся мыть полы в доме короля. Там он познакомился с его дочерью, и они полюбили друг друга. Король не был счастлив, узнав о том, что его дочь хочет выйти замуж за бедного юношу из семьи низшей касты. Это не нравилось ему, и он попытался найти выход из сложившейся ситуации.
Однажды он позвал юношу и сказал:
— Я знаю, что ты хочешь жениться на моей дочери. У меня нет возражений, и я готов принять это. Но ты должен выполнить одно условие, прежде чем получишь согласие жениться на ней.
Юноша благодарно кивнул головой: он так сильно любил, что готов был принять любое условие. Король продолжал:
— На другой стороне горы находится река. Если прорубишь гору и проведёшь канал для снабжения нашего города водой, тогда я женю тебя на моей дочери.
Король был уверен, что эту задачу практически невозможно выполнить даже всему королевству, не то что ребёнку.
Но юноша склонился в почтении перед королём, поблагодарил его и вышел из дворца. Он был очень счастлив, ибо после выполнения условия он женится на дочери короля. И, взяв в руки топор, он принялся за работу.
Благодаря его сильной воле вместе с его топором работали тысячи топоров природы. Через несколько месяцев он прорубил большую гору и смог провести канал — вода потекла в город. Так работают силы природы благодаря силе воли и разума.
Вопросы:
Как король хотел найти выход из сложившейся ситуации?
Почему у юноши все получилось?
Какие человеческие качества проявил юноша? К какой ОЧЦ можно отнести эти качества?
Расскажите о случае из жизни, когда вы встречали или проявляли эти качества. Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.
Творческая деятельность, групповая работа. Разделить учащихся на 3 команды
Задание: Тест «Выбери себе попутчика»
Вообразите: вы едете в своей любимой двухместной машине, за окном - темнеет, начинает накрапывать дождик. Внезапно из-за поворота появляется автобусная остановка. Общественный транспорт ожидают:
бабушка - божий одуванчик. Весь ее внешний вид говорит о том, что, кажется, она вот-вот отойдет в мир иной;
приятель, которого вы знаете достаточно давно (в свое время он буквально спас вашу жизнь);
молодая девушка (или парень) - олицетворение вашей мечты.
Кого из этих троих вы пригласите в свой автомобиль, ведь место всего одно? Хорошенько подумайте и определитесь с окончательным ответом
Учитель предлагает вспомнить цитату урока – повторить ее все вместе. Тихо звучит инструментальная композиция.

Групповое пение.
Песня «Ты человек» слова – Ю.Энтин музыка – К.Крылатов
Медиапроигрыватель.
Текст песни вывести на экран или распечатать на листочках
Домашнее задание.
Читать рассказ стр8: «Жизнь дана на развитие» Заключительная минута урока.
Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.