Урок русского языка. Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс


Урок русского языка
Тема: «Имя числительное как часть речи»
6 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
1.познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
2. Дать представление о разрядах числительных.
3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
4. Развивать умение обобщать, делать выводы.
5. Воспитывать творческие способности учащихся.
Задачи:
образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
Используемые технологии:
- проблемная (эвристическая),
- информационная,
- игровая,
- дифференцированный подход к учащимся,
- исследовательская,
- межпредметные связи.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой класса для восприятия нового материала и проведения урока.
Здравствуйте, друзья. Прошу перед началом урока в своих рабочих тетрадях записать несколько слов, отражающих Ваше настроение в данный момент. Выбрать предлагаю из ряда слов:
НЕИНТЕРЕСНО
СКУЧНО
ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ
ТОСКЛИВО
ЛЮБОПЫТНО
НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ
Свой вариант.
Приступаем к уроку.
Подготовка к восприятию нового материала
1.Сколько тебе лет?
2.Какое сегодня число?
3.Который это ряд?
4.Сколько человек сегодня в классе?
5.Какой вопрос задаёте Вы или Ваши родители в магазине, если не указана цена вещи Вам понравившейся?
- При ответе вы использовали имена числительные
- Как вы думаете, зачем они нам нужны?
1. Актуализация знаний.
- Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):
Восьмого марта четверо учеников школы составили букет из девяти роз, пятнадцати ромашек и девятнадцати хризантем.
- Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Попробуйте найти в предложении числительные.
- На какие вопросы отвечают слова “восьмого”, “четверо”, “девяти”, “пятнадцати” и “девятнадцати”?- Что обозначают эти слова?
- Для чего они нужны в предложении?
- Смогли бы люди обходиться без числительных?
- На каких уроках Вы используете числа, цифры для изучения нового материала?
2. Ознакомление с новым материалом.
На экране следующие предложения:
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
Имена числительные
Какой, какая, какие? Сколько?
Заполним таблицу:
Сообщение из истории имени числительного.
- Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:
группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;
группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;
100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;
группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;
группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;
40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.
И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.
Работа с учебником. Стр.144-145.
Для полного понимания того, что имена числительные делятся на два разряда - количественные и порядковые, провожу с учащимися игру.Ребята делятся на две команды. Одна команда будет отвечать только на вопросы количественных числительных, а другая – на вопрос порядковых. На доске записываю цифрами в произвольном порядке любые числа (в том числе и двузначные) и задаю вопрос к написанному числу. Задача команд верно ответить только лишь на «свой» вопрос.
21-какой?
8- сколько?
19- каким?
67-какому?
10- сколько?
3. Первичное осмысление.
Фронтальная беседа.
- Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.
- Что вы узнали из правила о числительном?
- Дайте определение имени числительному как части речи.
- На какие два разряда делятся числительные?
- Как отличить порядковые числительные от количественных?
- Приведите примеры числительных, указывая их разряд.
Имя существительное
кто? что?
тройка лошадей,
дружная семёрка Имя числительное
сколько?
три товарища
семь тетрадей
сто дней
второй год
пятый дом
шестой класс
третий месяц
Имя прилагательное
какой? какая? какое?
семидневный поход,
двойная подкладка
Глагол
что сделать? что делать?
удвоить усилия,
утроить энергию Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения
Составьте предложения с любыми из представленных в таблице именами числительными и выполните их синтаксический разбор. Каким членом предложения является имя числительное в Вашем предложении? Работа с классом. Выборочно выставляются оценки.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Исследование в парах по рядам.
Проведём небольшое исследование:
подберите к числительным однокоренные слова
(1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное),
сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Два Три Пять
Ответы:
Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.
Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.
- Какие же части речи могут выражать числовое значение?
- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
Результаты исследовательской работы записываются в тетрадь.
5. Сообщение домашнего задания.
Дом. задание: упр.347, выучить определение имени числительного.
В начале урока Вы оценили своё состояние, сейчас я попрошу Вас сделать то же самое (предлагаются возможные варианты ответов). Ребята высказываются относительно своих личных эмоций и впечатлений.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО
БЫЛО ВЕСЕЛО
ИНТЕРЕСНО
ЗАБАВНО
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ
ЛЮБОПЫТНО
ЗАНИМАТЕЛЬНО
КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК
ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.
Учитель заканчивает урок, благодарит ребят за проделанную успешную работу. Выставление оценок.

Используемая литература:
- Русский язык. 6 кл : учеб. Для общеобразоват. учреждений / ( Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский). – 32 изд. – М. : Просвещение, 2010. – 254 с.
-ФГОС (Образовательный стандарт)
-примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.-лекционный материал курсов повышения квалификации.
-Интернет-источники.